Акваробот

Как спонтанная идея

Идеи всегда рождаются спонтанно и неосознанно, но обязательно там, где для их возникновения создана особая атмосфера.

В июне 2016 года именно в Сколково, на открытии Центра Молодежного Инновационного Творчества, у школьников московской школы № 902 «Диалог» и их педагога, руководителя школьного объединения дополнительного образования по робототехнике Елены Степанюк, возникла идея создать робота, способного перемещаться по воде.

Так удачно совпало, что лето было в самом разгаре, поэтому проводить испытания мы могли на открытых водоемах.

— вспоминает Елена Александровна.

«И несмотря на то, что ребята были на каникулах, мы часто общались по интернету и телефону. Первая часть работы заключалась в создании самой конструкции робота. А после первых попыток на воде пришлось решать и вторую задачу — водонепроницаемость электроники».

Эта проблема была решена путём размещения электрической части робота в герметичные самозакрывающиеся пакетики, а также мы герметично закрыли верхнюю крышку робота.

— рассказывает соавтор идеи Рамиль Сулейманов, ученик 9-го класса.

«С ещё одной трудностью, связанной с креплением двигателей к винтам лодки, мы справились. Выходом из этой ситуации было создание специальных винтов из конструктора СКАРТ».

Школьная команда быстро нашла решение всем проблемам, и уже в конце лета готовая конструкция была продемонстрирована в Сколково на местном пруду.

Но останавливаться на достигнутом ни ребята, ни их педагог не собирались и уже совсем скоро они решили провести соревнования по аквароботам на базе собственной школы!

Условия позволяли: в детском саду, входящем в образовательное учреждение Школа № 902 «Диалог», есть бассейн.

Так как мы были единственные, кто аккумулировал все знания по созданию «водных» роботов, мы сделали презентацию и разослали её в другие школы, чтобы те могли повторить наш опыт или создать что-то своё, пользуясь нашими разработками.

— вспоминает преподаватель.

«Незадолго до соревнований мы провели вебинар для будущих наших соперников. На соревновании были использованы все наши модели».

Оценили труды московских школьников и на Всероссийском Фестивале «РобоSKарт-2016», который проходил осенью 2016 года в «Звёздном» лагере ВДЦ «Орлёнок». С Фестиваля Рамиль и Дима привезли победные медали

Когда рождается идея, для её реализации старший товарищ, в данном случае, педагог дополнительного образования, должен участвовать на всех этапах реализации.

— говорит Елена Александровна.

«Мы теоретически обосновывали идею, много дискутировали с ребятами, советовались, оценивали сделанное на данный момент. И даже такая часть проекта как эстетическое восприятие робота тоже обсуждали, т.к. эстетика и качество работы машины взаимосвязаны. А, если говорить о том, как „зажечь“, вдохновить ребенка, увидеть в нём искру, то скажу так: в каждом человеке есть, что зажигать.

Моя миссия в том, чтобы понять, от чего горят глаза, что интересно именно этому человеку. Желание у ребенка должно идти изнутри. Поняв это, почувствовав, дальше остается только поддерживать этот интерес».

Мы желаем начинающим робототехникам без страха и сомнений создавать различные механизмы, развиваться в программировании, давать волю своим мыслям и идеям и, конечно, верить в себя и свои силы

Елена Александровна была на связи с ребятами всегда. Они вместе изучили весь имеющийся в мире опыт создания подобных устройств, вместе конструировали и вместе искали пути решения на каждом этапе.

Спасибо нашим родителям за помощь и понимание, ведь практически все каникулы мы провели то в конструировании, то на испытаниях, то общаясь с педагогом.

— говорит Дима Захаров, соавтор идеи, ученик 9-го класса.

«Наши общие усилия оправдались — у акваробота множество применений. Его можно использовать везде, где есть вода: от рыбалки до спасения людей на воде. Нашим роботом, кстати, уже заинтересовались в МЧС.

Также — в патрулировании водной и прибережной местности, а оборудовавробота эхолотом, можно наблюдать за рельефом дна».

Сейчас ребята вместе с педагогом продолжают испытания, модернизируют устройство. Впереди еще участие в профессиональных конкурсах и организация собственного, который уже получил статус Всероссийского.

Интерес к тому, чем мы занимались, командный дух и сплоченность коллектива — вот три составляющие нашего общего успеха,

— говорят ребята.

«Мы желаем начинающим робототехникам без страха и сомнений создавать различные механизмы, развиваться в программировании, давать волю своим мыслям и идеям и, конечно, верить в себя и свои силы. Когда это есть, то все обязательно у вас получится».