Дорога в космос начинается в Политехническом колледже

Московский Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова продемонстрировал последние достижения учащихся в области инженерии космических систем и управления роботами с помощью эмоциональных состояний человека. С элементами фантастического будущего в учебных классах колледжа работают даже дети.

Политехнический колледж

Что слышно из космоса?

С утра до вечера в Политехническом колледже им. Н.Н. Годовикова учащиеся буквально создают будущее своими руками. Паяют, режут, пилят, настраивают, программируют.

Политехнический колледж

В 70-х годах вся страна пела песенку о том, как «на пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы». Но, признаемся, побродить по другим планетам прошлому поколению не совсем удалось. Есть надежда, что нынешние тинейджеры мечту Королева и Циолковского осуществят.

В лаборатории инженерии космических систем работа кипит. Здесь вместе с учениками инженерных классов работают учащиеся колледжа и студенты Московского авиационного института.

Задача невероятно сложная — смоделировать, собрать и запрограммировать условия полета космического спутника. В прошлом году примерно с похожим проектом ребята заняли 4 место в конкурсе JuniorSkills по конструированию ракет в номинации «аэрокосмическая инженерия».

Политехнический колледж

Теперь вместе с ними работают над своим проектом здесь студенты из МАИ — они победители WorldSkills. Совместная работа дает новые идеи, ребята учатся друг у друга.

Так сложилось взаимовыгодное сотрудничество школы, колледжа и института, которое дает реальные результаты

Сейчас в лаборатории идет разработка нового корпуса спутника. Кто-то занимается 3D моделированием, кто-то программирует сложное оборудование, а кто-то просчитывает численное моделирование полета, этот расчет нужно для понимания энергообеспечения спутника и вывода его на орбиту. Всё очень серьёзно.

Александр Макаров
Александр Макаров, преподаватель Политехнического колледжа

На наш спутник будет установлена своя система радиосвязи, которая позволяет обрабатывать сигналы из космоса. —

рассказывает Александр Макаров, преподаватель Политехнического колледжа.

«Мы с договорились с аэродромом в Тверской области. Там будет установлено наше оборудование на самолет, с помощью него можно будет получать телеметрические данные с Земли.

Политехнический колледж

Именно для таких проектов мы решили создать в колледже Студенческое конструкторское бюро. Основу КБ составляют школьники 9-10 классов, которые учатся по программе инженерных классов.

Для них это и интересный проект, и подготовка к поступлению Московский авиационный институт.

Политехнический колледж

В нашей лаборатории ребята проходят все этапы работы. Мы постарались воссоздать полный цикл — от карандаша до приемов сигналов из космоса».

Роботов научат чувствовать человека

«Унылая пора, очей очарованье, приятна мне твоя прощальная краса…» — доносится из лаборатории «Нейротехнологии». Искушенному учителю монотонное чтение пушкинского стихотворения может показаться чудовищным.

Политехнический колледж

Так думаешь до тех пор, пока не увидишь этого мастера художественного слова. Пушкин! Ну или почти Пушкин. Это робот, очень похожий на Александра Сергеевича.

Его мозг — это датчики и микросхемы. Ребята из лаборатории по изучению нейротехнологий исследуют взаимосвязь компьютера и человека на уровне волновых импульсов и электрических сигналов.

Политехнический колледж
Павел Отто, преподаватель Политехнического колледжа

Мы проводим здесь занятия для школьников по нейротехнологиям и по управлению беспилотниками с помощью нейропилотирования, —

рассказывает Павел Отто, преподаватель Политехнического колледжа.

«Для этого используем специальный шлем „Нейроботикс“ — это, между прочим, российская разработка. С помощью эмоционального состояния такой шлем позволяет управлять физическими или виртуальными объектами. Это профессия будущего — нейропилот».

Политехнический колледж

О нейропилотах сегодня говорят очень осторожно. В том, что в будущем они будут очень востребованы, сомнений почти нет, а сегодня мы еще с трудом представляем себе специалистов в нейрошлемах, которые управляют техникой на расстоянии.

Политехнический колледж

Но технический прогресс развивается стремительно, и в наши дни роботы выполняют самые разные задачи на трудных участках работы и на земле, и под землей, и в воде, и в небе.

Будущим нейропилотам нужно не только хорошо знать, как устроены аппараты, но и уметь программировать их, а кроме этого — прекрасно управлять своими психоэмоциональными состояниями.

«Для человека непосвященного сходу это объяснить сложно, сначала идет длительный процесс тренировки-программирования», — объясняет Павел Отто.

Например, вы выбираете какое-то свое психоэмоциональное состояние, например, спокойствие, а потом условно «записываете», запоминаете его акцентируя внимание на какой-то точке, например, на носу. Это называется ментальная зона.

Мозг — компьютерный интерфейс закрепляет это состояние за какой-то командой. Например, «двигаться вперед». И потом, когда вы вызываете это состояние — аппарат двигается вперед.

Политехнический колледж

Какие еще эмоции вы можете вызвать в себе: злость, счастье, покой…т»

Вот так, с помощью психоэмоциональных состояний можно управлять беспилотниками

Такое нейропилотирование открывает большие возможности управления квадрокоптерами хоть на Земле, хоть в космосе. А также это новая сфера работы для людей с ограниченными физическими возможностями.

Политехнический колледж

Будущее, в котором роботы научатся чувствовать людей, уже рядом.

Первым делом — самолеты!

Сергей Михайлов
Сергей Михайлов, директор Политехнического колледжа

Наш колледж изначально связан с такими сферами как самолето- и ракетостроение. — 

рассказывает директор Политехнического колледжа им. Н.Н. Годовикова Сергей Михайлов.

Политехнический колледж

«Сегодня эти отрасли к нашей всеобщей радости очень быстро развиваются. Вы знаете, что Президент Владимир Путин поставил задачу создания самолетов МС-21, которые летают на небольшие расстояния.

Сегодня все силы брошены на массовое производство этих новейших машин. Нужны люди, специалисты. И сегодня мы готовим ребят к такой профессии как „слесарь-сборщик изделий авиационной техники“.

Политехнический колледж

Сегодня все предприятия, которые входят в Объединенную Авиастроительную корпорацию, а это „МиГ“, „Туполев“, „Ильюшин“, ждут наших выпускников».

Директор колледжа гордится тем, что все выпускники почти до 2020 года уже обеспечены рабочими местами

Предприятиям сегодня действительно не хватает высококлассных специалистов, а из колледжа они выходят уже с хорошей теоретической и практической подготовкой.

Политехнический колледж

Многие из них, познав вкус настоящего рабочего дела, даже не собираются идти в вуз: дело в руках есть, зарплата хорошая, разряд высокий.

Для большего понимания процессов и структур техники мы возродили курс черчения, который даже в школах позакрывали. Детям нравится — и знания получают, и мелкую моторику развивают, —

говорит Сергей Михайлов.

Политехнический колледж

У Политехнического колледжа есть договор о сотрудничестве с Московским авиационным институтом. Для ребят курс лекций читают институтские профессора, сами учащиеся приходят заниматься на кафедру.

Учащиеся инженерных классов за время обучения пробуют свои силы на всех факультетах МАИ, а это значит, что к концу обучения точно знают, какую специальность выбрать.

Политехнический колледж

«Колледжу Годовикова почти 90 лет. «Но мы, как видите, не стоим на месте», — говорит директор колледжа Сергей Михайлов.

Даем детям самые современные знания и развиваем новые специальности. Готовим ребят к будущему всеми доступными нам средствами