Илья Новокрещенов: из педагогических вузов вышел первый поток учителей, которые понимают новый статус профессии

Илья Владимирович Новокрещенов работает директором 9 лет, общий педагогический стаж — 16 лет. Сейчас он руководит ГБОУ «Школа № 2095 «Покровский квартал».
 
Директор считает, что сегодня в лучшую изменилась вся система московского образования и в перспективе это ожидает всю нашу страну

Илья Новокрещенов

В 2016 году ваша школа, как и еще пять других, присоединилась к проекту «Электронная школа». Как после этого изменилась жизнь заведения?

Тут важно сказать, как в целом школьную жизнь изменили новые технологии. Мы практически отказались от бумаги — нет больше журналов. Нет дневников. Родители узнают об оценке по смс-ке.

Я помню, что как только я стал директором, сразу аккуратно расставил все папочки по полочкам в шкафах, а вот недавно понял, что уже около двух лет не заглядывал в них. В итоге все шкафы раздал по кабинетам под учебные пособия. А присоединившись к проекту «Электронная школа», мы в первую очередь облегчили жизнь и учителям, и ученикам.

Илья Новокрещенов

Во-первых, дети больше не таскают тяжеленные рюкзаки, весь учебный материал уменьшается на планшете. Во-вторых, учителям тоже не надо проверять горы тетрадок и листочков, по разным предметам есть готовые системы проверки знаний. В-третьих, процесс подготовки к уроку и сам урок стали куда более интересными.

Любой преподаватель может взять готовый сценарий урока в общегородской библиотеке электронных образовательных материалов— их там более 12 тысяч, может на базе готового сценария предложить свой вариант темы. Или вообще сделать оригинальный сценарий и поместить в эту библиотеку. Если его скачают более 500 коллег, то преподавателю полагается бонус в 100 тысяч рублей. Можно к любой теме добавить виртуальную экскурсию, учебный фильм, тест, викторину, да что угодно.

И, конечно, нельзя забывать, что новые технологии делают образование более доступным

Например, ребенок заболел, не выходит из дома или лежит в больнице — пожалуйста, с планшетом он может проходить урок вместе с классом.

Всегда кажется, что высокие технологии — это для молодых, как нововведения восприняли педагоги в возрасте?

Возраст вообще не является в этом случае каким-то критерием. У нас школе примерно 20% педсостава — молодежь в возрасте до 30 и столько же тех, кому за 50

Во всех возрастных категориях были те, кто осваивал планшеты и интерактивные парты с восторгом, и ретрограды, признающие только доску, мел и бумагу.

Мы не имеем права увольнять учителя, который отказывается пользоваться новыми технологиями, лично я считаю, что это неэтично по отношению к ученикам. Во-первых, учитель не имеет права обделять школьника. Но если при помощи высоких технологий можно дать больше знаний, то нужно стараться это делать. Во-вторых, нужно понимать, что весь этот хайтек делает образование более доступным.

Илья Новокрещенов

Мы — центральная школа. Наши дети могут дойти до Красной площади вместо урока истории, но ведь ученики живут по всей стране и для них вместо похода будут доступны виртуальные экскурсии. И, конечно, не нужно забывать о детях с ограниченными возможностями, гаджеты уравнивают их шансы по сравнению с обычными детьми«.

Но технологии все-таки быстро устаревают. Да порой и стоят недешево, как у вас решается вопрос с этим?

Технологии действительно устаревают, но все же не так быстро, чтобы по ним нельзя было учиться. Закупать планшеты на всю школу мне представляется нецелесообразным, мы предпочитаем, чтобы каждый ученик пользовался своим.

Илья Новокрещенов

Сложный программный продукт мы не используем. Любой китайский смартфон за 1000 рублей подходит для обучения у нас. Думаю, это себе может позволить любая московская семья. К тому же я лично предпочитаю, чтобы у меня все было в одном месте — и выход в аккаунты, и все контакты, и фотографии. Логично, что того же хотят и наши ученики.

Да, действительно, 1000 рублей — то сумма, которую даже сам ученик старших классов может заработать сам. Кстати, говорят, что современные дети стремятся зарабатывать со школы, даже если семья обеспеченная.

Это действительно так, и мне кажется, это хорошая тенденция. Ребенок взрослеет. И показывает своим сверстникам «крутость» другими способами — не курением или матом, а умением заработать деньги. Что же в этом плохого?

Илья Новокрещенов

К слову, сегодня среди старшеклассников очень популярен ЗОЖ — они очень ответственно относятся к своему здоровью. К тому же подросток учится распоряжаться финансами разумно. Другой вопрос, что мы можем предложить старшекласснику кроме раздачи листовок на улице?

Многие дети стремятся зарабатывать опять же в мире компьютерных технологий, например, ведут аккаунты на Youtube. Там они учатся снимать видео, делать монтаж, То есть приобретают профессиональные навыки. Очень любят делать какой-то обучающий видео-контент.

Илья Новокрещенов

Им интересно занимать авторскую позицию. Например, популярная тема «видео-распаковка». Это, когда показывают как распаковать какой-то товар и немного рассказывают о нем. За просмотры сервис им платит какие-то деньги.

Современные дети очень прагматичны. Сейчас их любимый вопрос учителям «А как мне это пригодится в жизни? Как я смогу этим зарабатывать?».

Пому сейчас важно в школах давать предпрофессиональное образование, чтобы на каникулах дети могли устроиться на более высокооплачиваемую работу, чем, например, промоутер. Например, многим интересно собирать компьютерную технику или устроиться в настоящий офис секретарем.

Задача — дать попробовать всё перед вступлением во взрослую жизнь

Пусть лучше ученик попробует себя в каком-то качестве в школе, поймет, что это не его и поменяет вовремя профессию, чем будет несколько лет учиться в вузе и потом торчать на нелюбимой работе. У нас в школе, кстати, 22 направления деятельности, среди них, например, журналистика, востоковедение, дизайн.

В рассказах учителей и директоров всегда все выглядит прекрасным, но все-таки у цифровых технологий много противников.

По-моему, у любых нововведений в школьной сфере всегда было много противников. Вспомните, какие диспуты вызывало введение обычной шариковой ручки. Утверждали, что она испортит почерк детям. Да, в целом почерк стал хуже. Но кому сегодня нужна эта каллиграфия? Зато я думаю, никто не будет спорить, что ручки куда удобнее перьев и чернил. Скоро возможно вообще писанину заменит голосовой набор и важно будет правильно говорить, а не красиво писать.

Илья Новокрещенов

То же самое и с цифровыми технологиями. Если скептики считают, что они заменят учителя, то это просто невозможно. Хорошего учителя не заменит никто и ничто.

Скорее все боятся, что дети уйдут от реальности в компьютерный мир, перестанут читать и писать, вместо уроков будут играть в игры.

Во-первых, у нас не стоит задача отказаться от бумаги вообще. Наши дети и читают, и пишут, у них все равно есть и учебники, и книги, и тетради. Во-вторых, мне кажется, странной точка зрения, что дети используют гаджеты только для игры. По-моему, для них это больше свойство коммуникации.

Действительно, у современных детей есть то, что называется клиповым мышлением — когда пытаются быстро схватить главное, не доходя до сути. Но в этом виноваты не технологии, а в целом современная жизнь. Потоки информации сегодня гигантские.

Клиповое мышление — это изобретение нашего мозга, его защита от перегрузок

А технологии дают возможность человеку работать в этом потоке информации, к тому же всегда можно защититься от вредоносного контента.

Мы так много говорим о современных детях, и так мало о современных учителях. И все-таки какой он — педагог настоящего и будущего?

Пожалуй, впервые за долгое время учитель перестал восприниматься как социальный неудачник. Раньше знаете как было: а вот себя нигде не нашел, и пошел в педвуз. Сейчас уже другое отношение. В этом году, наверное, будет первый выпуск педагогов, которые уже сознательно выбирали себе профессию учителя, осознавая ее более высокий по сравнению с прошлым статус.

Конечно, для повышения статуса немаловажна зарплата. В нашей школе средняя составляет 68-69 тысяч, в целом по Москве порядка 70-75. Повысить зарплату учителям стало возможным, как только поменялись нормы финансирования.

Простой пример: когда-то я работал директором маленькой школы на 450 учеников, у меня было 6 заместителей и на их оплату уходило 30 процентов бюджета школы. Сейчас у меня в школе 3500 учеников, а замов всего трое. На их зарплату уходит менее 3 процентов бюджета. Это колоссальная экономия. Вся разница идет на зарплату учителям. Вот такое перераспределение ресурсов.

Кроме того, в нашей профессии появились перспективы и результаты. В московское образование вложено немало денег — 16% городского бюджета. В итоге 45% победителей на олимпиадах — москвичи. Если раньше Москву представляли на олимпиадах 50 школ, то теперь их 300.

Илья Новокрещенов

Для сравнения в школьное образование в Америке и странах Европы вкладывается не более 7-8% государственного бюджета, а в африканских странах — 10-11%. А в целом по стране на школы тратится где-то 4%.

То есть, вы считаете, что школьным учителем сегодня быть выгодно, интересно и перспективно?

Именно так. Повышение заработной платы дало ожидаемый эффект — возникла конкуренция. В профессию даже стали возвращаться педагоги, которые покинули ее в лихие годы. Но, к сожалению, для них сейчас уже места почти нет. Мы предлагаем качественные вакансии и хотим выбирать из лучших. Такой подход оздоравливает всю систему. И у детей растет уважение к учителям.

Можно ли сказать, что в школах прошла оптимизация?

У этого слова какая-то плохая нагрузка, неприятные ассоциации. Скорее прошла модернизация, в которую безусловно входила оптимизация. Это явление полезно и результативно.

Илья Новокрещенов

Например, теперь в школах формульное финансирование. И формулу эту поймет любой второклассник. Мы не ходим по высоким кабинетам, не просим денег, нет такого, что вот «А-а, это молодой директор, мы его не знаем. Мы ему ничего не дадим». Сколько нужно, столько денег и придёт. Но мы должны в таком случае биться за каждого ученика, доказывать, что наша школа — лучшая.

В нашу сферу пришла открытость

Например, в прямом эфире проходит аттестация директоров. Любой учитель может подать заявку и стать директором. Все это исключает коррупцию. Департамент образования почти не вмешивается в наши процессы при условии, что мы выдаем высокие результаты и не допускаем правонарушений. Это дает больший выбор. Это ответственная свобода. Эту модель можно воплотить при желании в любом городе России.