Проект «Кадетский класс в московской школе» стартовал 1 сентября 2014 года. Его целью стало развитие профильного образования с кадетским компонентом, формирование у обучающихся мотивации к выбору профессиональной деятельности в военной и других видах государственной службы.
Если оценивать проект по результатам трехлетней работы, можно утверждать, что он стал очевидной инновацией в московском образовании — у учащихся кадетских классов успеваемость, дисциплина и мотивация гораздо выше, чем у учащихся «обычных» классов.
Первым был, конечно, Петр Первый
Как и многое в России, зарождение в России кадетских учебных заведений связано с именем Петра Великого. В 1701 году он основал в Москве Школу математических и навигацких наук. В 1712 году были созданы Инженерная и Артиллерийская школы.
К концу царствования Петра из Навигацкой школы была выделена Морская академия, а инженерные школы, которых к тому времени было уже три, объединены.
К сожалению, при ближайших преемниках Петра военное дело, а с ним и подготовка командного состава, пришли в упадок, а основанные им военные школы влачили жалкое существование. Тем не менее, традиция кадетства была заложена.
А с приходом к власти Анны Иоановны, племянницы Петра I, началась история кадетских корпусов — заимствованной у Запада формы воспитания и подготовки молодежи к служению Царю и Отечеству.
Слово «кадет» — французское по происхождению. Означает «маленький капитан», «маленький возглавитель». Опыт объединения таких будущих «возглавителей» в роты или специальные школы для военной подготовки при одновременном общем образовании — кадетские корпуса, — рожденный во Франции, был востребован и получил большое развитие в России.
В 1731 году Анна Иоановна подписала указ об основании, а 17 февраля 1732 года был уже открыт в Петербурге Корпус Кадет Шляхетных детей. Корпус должен был готовить молодых людей как к военной службе, так и к гражданской, давая им довольно основательные по тому времени знания.
При Елизавете Петровне созданное учреждение было переименовано в Сухопутный Шляхетский корпус. Обстановка в нем была самой что ни на есть мотивирующей для подростков. Не стало муштры, поощрялось увлечение изящной словесностью и искусствами, корпус стал одним из важнейших культурных очагов столицы. Именно тогда зародиля основной принцип кадетского образования:
Военные знания должны опираться на прочный общеобразовательный фундамент.
Особенно серьезные перемены в кадетском образовании произошли в период царствования Екатерины II. В качестве главных были приняты два условия: прием в Корпус детей не старше 6 лет и безотлучное пребывание в Корпусе в течение 15 лет при редких свиданиях с родственниками.
В 1766 году личный секретарь императрицы И.И. Бецкий составил Устав Императорского Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса, по которому вводилась численность в 120 воспитанников и деление на пять возрастов, в каждом из которых кадеты находились по три года.
Все науки, подлежащие изучению были представлены четырьмя разделами:
- науки, дающие руководство к познанию прочих наук;
- науки, нужные прежде всего для гражданских занятий;
- науки, имеющие практическую пользу;
- художества.
В первый возраст надлежало набирать 5-6-летних мальчиков и определять их под присмотр дам, безотлучно находившихся с воспитанниками. Здесь учили Закон Божий, русский и иностранные языки, занимались рисованием и танцами.
Второй и третий возрасты комплектовались из детей от 9 до 15 лет. Они находились под наблюдением гувернеров-мужчин, прививавших воспитанникам навыки самостоятельной жизни, внушавших им любовь к добродетели и благонравию. Здесь осуществлялась общеобразовательная подготовка кадет.
Четвертый и пятый возрасты попадали под начало офицеров и должны были изучать военные науки. В пятом возрасте также осуществлялось повторение и закрепление изученного.
Самоотверженное служение Отечеству, трудолюбие, скромность, дисциплинированность, милосердие — вот такие качества должен был прививать Корпус своим воспитанникам.
Выпускники кадетского корпуса занимали в Екатерининскую эпоху ведущие положения не только в армии, но и в государстве.
Ещё при Екатерине П число кадетских корпусов в России начало увеличиваться: были открыты Морской, Артиллерийский и Инженерный Шляхетский кадетские корпуса.
К концу ХVIII века в России функционировало 4 кадетских корпуса: Первый, Второй, Морской и Шкловский. Кадетские корпуса доказали на практике свою жизнеспособность и на долгое время стали основным центром воспитания и обучения дворянских юношей.
В ХIХ веке кадетские корпуса были дополнены сетью губернских военных училищ как подготовительных военно-учебных заведений для изучения общеобразовательных дисциплин. Выпускники училищ могли направляться в столичные кадетские корпуса для военной подготовки либо в университеты для получения высшего гражданского образования.
Для осуществления руководства сетью учреждений военного обучения и воспитания в 1805 году был создан «Совет о военно-учебных заведениях», впоследствии переименованный в Главный штаб военно-учебных заведений. Многие созданные в этот период в губернских городах училища позже были преобразованы в кадетские корпуса.
Период царствования Николая II — это время наибольшего развития кадетского образования и окончательного становления кадетских корпусов как национальных военно-учебных заведений: заимствованная форма воспитания юношества к этому времени стала только российским национальным явлением.
С 1900 по 1915 годы главным начальником военно-учебных заведений становится Великий Князь Константин Константинович, внесший огромный вклад в развитие кадетских корпусов в России.
Кадетские корпуса давали разностороннее образование, которое позволяло их выпускникам с успехом учиться в высших учебных заведениях и посвятить себя в дальнейшем служению России на гражданском и военном поприще.
Среди выпускников кадетских корпусов имена музыкантов и полководцев, художников и литераторов, государственных служащих и ученых, дипломатов и путешественников, врачей и учителей.
Российское кадетское образование, возникшее в первой половине ХVIII века, стало основой для становления и развития кадетского движения, которое, в свою очередь, привело к возрождению кадетского образования в современной России.
Кадеты маршируют, учатся, стреляют и танцуют бальные танцы
Школа 2036 в Косино-Ухтомском районе Москвы — настоящий центр культуры и образования. Школа стабильно входит в ТОП-300 лучших школ Москвы и год от год уверенно повышает свое место в рейтинге. По итогам прошлого года — 88 место.

Высокие места в рейтингах у школы — благодаря высококлассным педагогам, и конечно, детям, которые у нас очень мотивированы и умеют достойно показать свои умения и навыки, полученные в стенах школы, —
рассказывает директор Татьяна Иренкова.
«Мы вступили в проект „Кадетский класс“ в 2014-15 учебном году. Тогда это был небольшой класс, всего 17 кадет, но это было связано с тем, что родители были плохо информированы об этой программе. А сегодня у нас уже четыре класса!
Интерес родителей и детей очень велик, сейчас конкурс 3 человека на место. Такое внимание к кадетским классам велико, потому что виден результат, который дети дают на предметных олимпиадах, на Московской олимпиаде школьников, в диагностических тестах, на соревнованиях».
Кадеты школы 2036 ежегодно становятся победителями и призерами в конкурсе «Лучший кадетский класс в московской школе». Директор школы уверяет, что таких результатов они смогли добиться потому что воспитатели кадет имеют не только серьезный опыт военной службы, но и педагогическое образование, они умеют работать с детьми.
В расписании у кадет кроме общеобразовательных предметов, строевая подготовка, спорт, огневая подготовка, танцы — ни одной минуты свободного времени в течение учебного дня.
Кадет здесь заметно сразу. Подтянутые, серьезные, в новой форме, четко чеканят шаг, даже когда просто прогуливаются по школьному двору. Кадетская выправка видна издалека.
Дети из «обычных» классов с интересом оглядываются на мальчишек и девчонок в форме. А первоклашки с удивлением рассматривают медали и знаки отличия, которых у некоторых на мундире много.
— Что это за медали у вас? Неужели уже в боевых действиях побывать успели? — с улыбкой спрашиваем у кадета в школьном коридоре.
— Не, до боевых еще не доросли, — отвечает он смущенно. — Это в основном за участие в почетных мероприятиях, за победы на соревнованиях и в честь разных событий. Скоро опять — на парад. Пока репетируем и очень волнуемся!
Кадеты вообще отличаются повышенной ответственностью во всех делах. А дел в течение года у них немало: кадетский бал в Государственном музее Великой Отечественной войны, Форум кадет в Кремле, ежегодный парад кадет на Поклонной горе…

Поклонная гора для ребят вообще место особое. Здесь проходит ежегодный парад накануне Дня Победы, здесь мэр Сергей Собянин вручил флаг кадетского движения, и здесь же Патриарх Всея Руси Кирилл освятил это полотнище.

Теперь это настоящая святыня для московских кадет. Давая клятву под таким символом, понимаешь, что за тобой и вправду — Москва.
— Я поступил в кадетский класс в 2016 году, — рассказывает кадет, восьмиклассник, Илья Яковлев. — Это был мой личный выбор, который, надеюсь определит всю мою жизнь и судьбу. В будущем собираюсь стать военным летчиком! По-настоящему служивым я почувствовал себя после того, как дал Клятву кадета в Зале Славы на Поклонной горе. Там написаны фамилии героев нашей Родины, принимать там присягу — особое чувство. Клятва кадета священна ведь мы говорили её слова при наших старших товарищах и родителях.

Любые торжественные слова надо подкреплять делами, это кадеты тоже помнят хорошо. И по-настоящему трудятся за школьной партой. День ребят расписан поминутно, начиная от утреннего развода до вечернего звонка в 18:00.

Сначала учеба, как и в обычной школе. А во второй половине дня у нас дополнительное образование. Учимся, —
рассказывает старший воспитатель Юрий Родненко.
«Кадеты изучают три иностранных языка, бальные танцы, военную историю, психологию общения. Они и домашнюю работу здесь делают, а дом только с родителями общаются. Дети в школе находятся до 18 часов и всем нравится! се знают, что раз уж выдержали конкурс в 2-3 человека на место, нужно соответствовать».
У выпускников кадетских классов школы 2036 и будущее уже обозначено, многие после окончания школы пойдут учиться в военные вузы. Хотя и на «гражданку» кадетам поступать никто не запрещает.
Мы заключили соглашение с военно-учебным научным Центром сухопутных войск, с Российским советом ветеранов, сотрудничаем с военным комиссариатом и военной кафедрой Высшей школы экономики, —
говорит старший воспитатель, полковник Юрий Родненко.
«Наше сотрудничество с этими организациями развивается на пользу и школе, и детям. Нам все помогают!».
Сборка и разборка автомата АК-47, скоростное надевание легендарного общевойскового защитного костюма, огневая подготовка — может показаться, что кадетское обучение это школа милитаризма и муштры.
Однако это совсем не так. Кадеты по традиции российских императорских кадетских корпусов занимаются и искусствами, и изящными занятиями. Например, изучают классические танцы, а потом танцуют их на балах.
— Я поступила в кадетский класс в 2015 году, — рассказывает Полина Григорова. — Я не ожидала, что проучившись всего два года, я приобрету столько навыков и умений! Мы участвуем во множестве мероприятий, но на меня больше всего произвел впечатление Кадетский бал в Музее Великой Отечественной войны. Я считаю, что каждая девочка должна такой бал посетить. Море эмоций и впечатлений на всю жизнь!
— Между прочим, у нас здесь все же общеобразовательная школа, — дополняет тему девятиклассница Вика Васильева. — Я люблю участвовать в предметных олимпиадах, готовимся мы очень серьезно. Почти все выходят во второй этап, большинство ребят становится призерами или победителями. В прошлом году я стала призером по английскому и ОБЖ. Теперь готовимся к ЕГЭ.
Кадетский класс для ребят — настоящая школа самостоятельности, проверка на прочность и организованность. Конечно, есть те, кто проучившись здесь некоторое время, понимает «не моё», но зато те, кто остается никогда об этом не жалеет.
— У нас в подростковом возрасте самое главное качество — умение правильно организовывать свое время, — рассуждает Полина Григорова. — Раньше для меня это была проблема. Вечно все забывала и везде опаздывала. А теперь у меня есть четкий распорядок. Я знаю, что буду делать завтра, послезавтра. И этому научилась после того, как поступила в кадетский класс.
«Кадетский класс в московской школе» проект еще относительно молодой, сложно подсчитать статистику поступлений и успешности выпускников. Но уже сейчас видно, что ребята-кадеты, точно знают, чего хотят в жизни и уверенно идут к своей цели. Это те, которым будет гордиться страна в любой сфере.
Кроме того, что мы воспитываем наших детей физически, нравственно и интеллектуально, мы, конечно, хотим, чтобы они стали настоящими патриотами своей Родины, —
призналась директор школы 2036 Татьяна Иренкова. И в этом можно не сомневаться.