Как учить детей?

Рецензия на книгу Кена Робинсона «Образование против таланта»

Книжка Кена Робинсона «Образование против таланта» в первом издании вышла в 2001 году, но, как и всякая универсальная книга по образовательными технологиям, не устареет ещё лет десять.

Это точно так же как, например, Ян Амос Коменский, который придумал однажды школьную структуру в XVII веке. Так её и сегодня читаешь и диву даещься. Ведь открыл Коменский то важное и (как сейчас кажется) очевидное без чего обучение невозможно.

На дворе XXI век, а мы до сих пор учимся по Коменскому, как бы не тянулась рука новаторов к экспериментам. Эксперименты они так и остаются экспериментами. Главное, что есть основа, всё остальное — детали.

Сэр Кен Робинсон в этой книжке не разбирает дидактику. Он предлагает посмотреть на образование чуть шире.

Первое предложение книжки объясняет весь пафос его послания:

Возможность созидать — величайший дар человечества

Очень хочется, чтобы эта мысль двигала наших потомков и через 300 лет, когда они будут читать Робинсона. А читать его надо регулярно, чтобы самих себя мотивировать на созидание разумного, доброго и вечного. На тот самый creative, о котором сегодня говорят все.

Робинсон довольно подробно анализирует сегодняшнюю обстановку в бизнесе. Он прекрасно осведомлен, что офисные люди делятся на две части: «креативщики» и «пиджаки». Одни носят джинсы, другие — костюмы. Одним прощаются невольные косяки, другие делают всё по расписанию.

Сэр Кен доказывает, что все подобные деления — чепуха, в каждом человеке заложен колоссальный творческий дух, и задача — выявить его и развить!

Три кита нового времени

Три главные темы, которыми всем нам предстоит озаботиться в ближайшие быстротечные лет десять, по Робинсону, это

  1. Наша революционная эпоха, когда меняются представления человечества о времени и пространстве
  2. Если мы хотим достичь какого бы то ни было успеха, нужно повнимательнее взглянуть на свои способности и максимально их использовать
  3. Пора менять систему управления организациями и системой образования

В общем, на обозначении этих трёх тем в нашей стране можно и остановиться. Думаю,что любое изменение системы управления организациями в нашей стране — уже благо. Даже самые незначительные изменения, безусловно приве дут к эволюции страны в целом.

Знания. Больше и быстрее

Робинсон много и подробно пишет о скорости изменения знаний. Вы это и сами поймёте, если проанализируете, какими источниками информации пользовались ваши родители, вы и ваши дети, хотя бы при выполнении школьного домашнего задания.

Скорость технологических инноваций сегодня такова, что мы просто не можем себе ее предсказать.

Один из порталов в неведомое — нанотехнологии, считает Робинсон. Думаю, что не всякий из нас знает, чем занимается корпорация Роснано в России, но может, и вправду, стоит к ней присмотреться пристальнее.

Физики и лирики

Про изменения в образовании, которые должны произойти, вроде бы всё ясно.

Суть процесса образования — должно стать творчество

Причём, как пишет Робинсон, это многогранный процесс, включающий множество обычных способностей и некоторые специфические приёмы, который опирается на критическое суждение, воображение, интуицию и даже предчувствие.

О школьном образовании Робинсон говорит подробно и выступает противником негласной общепринятой иерархии предметов. Когда, например, математика считается главнее рисования. Это делает людей ущербными и недооценнённными, будь они хоть лириками, хоть физиками.

Разбазаривание творческих способностей — настоящая катастрофа, набирающая обороты

IQ — ерунда!

Да-да, к этому подводит нас мэтр. Как оказалось, вовсе не важно, для успешного развития личности, какой коэффициент тебе насчитали в результате прохождения тестов. В современном мире это не так уж и важно.

Тем более, считается, что высокий уровень IQ у технически ориентированных людей, а гуманитарии как бы второй сорт в нашу-то технологическую эпоху!

Робинсон называет тему деления на творческие и нетворческие сферы знаний — академической иллюзией

Примером подъема образования можно считать эпоху Возрождения.

Когда Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу — у него в комнате лежали черновики научных трудов и технических изобретений

Важно поверить в себя и в свой разум. В подтверждени этого тезиса Робинсон приводит массу историй людей с ограниченными физическими или коммуникационными возможностями.

Если вы полистаете жизнеутверждающий интернет, и сами найдете их немало. Примеры Стива Хокинга или Ника Вуйчича вам в помощь!

А ещё, уверен гуру Робинсон, нужно, чтобы образовательные системы перестали зацикливаться на интеллекте и повернулись бы лицом к эмоциональной сфере.

Чуткость к себе и другим — необходимый элемент в развитии личных качеств, которые сейчас необходимы в бизнесе, обществе и личной жизни

Руководитель должен быть творцом

Так называется отдельная глава, посвященная инновациям в управлении организациями. И, пожалуй, это самая неподъёмная глава для многих российских руководителей, которые привыкли годами жить в рамках ложных концепций, уставов и положений. Причём это у многих настолько крепко сидит в подкорке, что справиться они с собой не могут.

Множество современных бизнесменов регулярно собираются на модные конференции по инновациям, рассуждают о творческом подходе и креативности, при этом организации, подконтрольные им, не двигаются в творческом плане ни на йоту.

Робинсон, как бы издалека сообщает таким горе-инноваторам:

Организация — не механизм, а люди — не винтики. У людей есть ценности и чувства, восприятие и мнения, мотивация и биография, чего нет у винтиков и шестерёнок

Чтобы руководители до конца уяснили себе модель созидательного лидера организации, Робинсон подробно останавливается на принципах

  1. Каждый сотрудник обладает творческим потенциалом
  2. Инновации — плод воображения. Поэтому воображению надо содействовать на уровне корпоративной культуры
  3. Каждый может научиться быть творческим человеком
  4. Творчество процветает в многообразии. Суть процесса образования — должно стать творчество
  5. Творчество находит удовольствие в сотрудничестве
  6. Творчество требует времени
  7. Творческая культура должна быть гибкой
  8. Творческая культура должна быть любопытной
  9. Творческой культуре требуется творческое пространство

О том, как учиться творчеству по мнению Робинсона, и что нужно сделать в школах, чтобы образование помогало двигать прогресс — пожалуй, стоит поговорить отдельно. Слишком это большая и серьёзная тема, чтобы пройти её по диагонали. Тем более если мы и вправду решили изменить мир.

Многому еще предстоит научиться. Главное — научиться творчеству. Как учит нас вся идея разумного светлого будущего, как завещает нам английский лорд сэр Кен Робинсон.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Следующая статьяАкваробот