Как в московских школах создаются успешные IT-стартапы

Интерактивные доски, электронные дневники и журналы, планшеты, лингафонные кабинеты и даже мобильные цифровые планетарии. Школа 21 века сегодня выглядит именно так.

Главная задача ШНТ — сделать городскую школу современным центром инноваций. «Школа новых технологий» руководствуется слоганом — «Будущее в настоящем». Через реализацию масштабных IT проектов, ШНТ помогает образовательным учреждениям адаптироваться к новым технологическим изменениям, которые диктует современная жизнь.

Один из главных результатов сегодня — дети стали больше заниматься проектной работой…

Для участия в проекте ШНТ московские школы должны были пройти конкурсный отбор. На первом этапе оценивались технические и технологические возможности образовательных учреждений, далее участники отбора защищали видеопрезентации и паспорта разработанных IT-проектов.

В жюри присутствовали представители IT-компаний, которые являются партнерами ШНТ — Microsoft, IBM, Cisco, Google и другие. В августе 2013 года более 400 московских школ подали заявки на конкурс. После представления и защиты, в финал конкурса вышли 40 образовательных организаций, из которых 20 стали победителями.

Школа новых технологий

Во втором этапе уже 500 школ высказали желание присоединиться к ШНТ, и из их числа было выбрано 200 участников. Все школы-победители получили современное оборудование для создания лабораторий 3D-прототипирования, дизайн-студий, медиа-центров, виртуальных музеев, мобильных планетариев, а также классов робототехники, цифровых лаборатории, мультипликационных студий.

Для учащихся

Основная задача, которая стояла перед ШНТ в самом начале — это популяризация IT-профессий и IT-технологий среди школьников и учителей.

Один из главных результатов сегодня — дети стали больше заниматься проектной работой,

— рассказывает Игорь Марчак, руководитель проекта «Школа новых технологий.

«Только за год мы провели около 1700 мероприятий. Вся наша деятельность носит проектно-ориентированный характер, то есть ребята должны что-то сделать: написать мобильное приложение, разработать или собрать робота, создать модель на 3D принтере. О важности и нужности проектной деятельности говорится много, но то, что происходит сейчас — действие, имеющее серьезные масштабы».

Проекты Школы новых технологий

Для школьников — участников IT-проектов ШНТ есть еще дополнительные преимущества: баллы при поступлении в институты, получение сертификатов международного образца, практическая реализация предложенных ими решений, стажировки в компаниях-партнерах, которые зачастую оканчиваются трудоустройством.

Мы гордимся нашими учениками

— говорит Игорь Марчак.

«Участвуя в разнообразных проектах, они уже не являются простыми пользователями гаджетов и IT-услуг. Сегодняшние школьники становятся производителями полезного контента, смелыми разработчиками, способными и готовыми делать жизнь своей школы, своего района, города и всей страны лучше».

Для учителей

Школой Новых Технологий создана доступная информационная среда и для учителей.

За 3 года работы проведено более 3000 мероприятий: мастер-классы, семинары, конкурсы, экскурсии, участие в которых для учителей бесплатное.

Робот Hespir умеет петь, танцевать, рассказывать стихи и многое другое

«Для того чтобы педагог смог правильно оценить все возможности использования информационных технологий в образовательном процессе, ему нужна внутренняя мотивация. — рассказывает Игорь Марчак. — В своей работе мы встречаем некоторое сопротивление со стороны учителей, но мы это понимаем, потому что подобное проходили.

Стоит вспомнить ситуацию, когда шла активная компьютеризация школ. Многие привыкли к доске и мелу, а все преобразования требуют новых знаний и навыков: загрузить компьютер, подключиться, ввести логины и пароли, войти в программу, исправить самостоятельно возникшую ошибку.

Сейчас подобную ситуацию мы наблюдаем при внедрении новых технологий, нового оборудования. Поэтому в постоянном режиме взаимодействуем со школами, оказываем информационную и консультационную помощь».

В 2015 году в Москве впервые был проведен профессиональный педагогический марафон «УчИТель». Педагоги демонстрировали возможности использования ИКТ на уроках, обменивались опытом, получали рекомендации и оценку экспертов. В марафоне приняли участие учителя информатики, математики, иностранных языков, истории, обществознания, физики, биологии, географии, технологии, музыки и изобразительного искусства, логопеды, преподаватели начальной школы и воспитатели детских садов.

Школа новых технологий

Участники преодолели три этапа конкурсных испытаний: запись видеоролика об использовании ИКТ в обучении, проведение мастер-класса с применением IT-инструментов, а финалисты рассказали сказку, используя IT-инструменты.

Жюри конкурса отметило высокую коммуникационную, мотивационную и познавательную функции марафона и теперь он будет проводится в Москве ежегодно.

Для школы

Доступная информационная среда, открытость, поддержка IT-инициатив делают городской проект «Школа Новых технологий» в образовательной сфере все более популярным ресурсом. На сайте ШНТ каждое учебное заведение может заполнить заявку на проведение мероприятия. Условие для всех одно — использование информационных технологий.

Только в прошлом году при поддержке ШНТ и её партнеров было проведено более 1700 мероприятий, половина из которых были инициированы самими школами.

С целью активизации школ с января 2016 года в ШНТ введена балльно-информационная система — БИС.

По итогам 2015-16 учебного года победителями рейтинга стали 5 школ. В номинации «Лучшая интеграция информационной среды в образовательный процесс» победил 1-й Московский Образовательный Комплекс и получил статус «Золотой участник городского проекта «Школа Новых Технологий».

Школа Новых Технологий

«Такой статус присуждается образовательному учреждению только в том случае, если он участник ШНТ, а 1-й МОК сотрудничает с нами все эти годы и является самым активным и на сегодняшний день передовым с точки зрения внедрения информационных технологий в образовательный процесс. — говорит Игорь Марчак. — Кстати, именно в 1-м МОК проходило торжественное награждение финалистов БИС и организаторы даже здесь ушли от шаблонов и стандартов».

Заслужить особый знак ШНТ можно при двух основных условиях: активное участие в проектах и стремление школы к развитию с помощью новых информационных технологий. Количество московских школ с брендом «ШНТ» на своем сайте увеличивается с каждым годом. Сегодня их — 220.

В 2013 году Школа Новых Технологий начинала работу с обеспечения образовательных учреждений необходимой техникой. Сегодня ШНТ ведет свою деятельность, руководствуясь основной задачей — сделать школу центром инноваций. Поэтому с каждым годом количество мероприятий и участников ШНТ становится больше, увеличивается число учащихся, вовлеченных в инновационную деятельность и проектную работу.

Сегодня ШНТ стала необходимым ресурсом, с помощью которого каждый учитель и школьник могут найти единомышленников и осуществить свои самые амбициозные IT-проекты.

Для партнёров

Все проекты и мероприятия Школы Новых Технологий поддерживают ведущие российские и зарубежные компании.

Сегодня в списке партнеров такие IT-гиганты, как «Яндекс», «Ростелеком», МТС, Cisco, IBM, «Крок», Softline, Сanon, Qiwi, Samsung, «Лаборатория Касперского», «Технолаб», Xerox и многие другие.

«На старте нашей работы было не более 10 компаний-партнеров, сегодня их уже более 80-ти. — рассказывает Игорь Марчак. — Какие-то компании со временем отходят от этой деятельности, какие-то появляются вновь, но то, что их число растет, это очевидно. Наша работа с бизнес-партнерами строится на одном принципе: они должны осуществлять еще и образовательную деятельность.

Регулярно наши партнеры организуют встречи со школьниками и педагогами, обучают основам программирования, рассказывают о своих проектах и тех навыках, которые требуются для работы в сфере высоких технологий. В тесном взаимодействии со школами и IT-сообществом проектным офисом ШНТ был реализован целый ряд образовательных инициатив».

Среди партнеров ШНТ также ведущие вузы страны: технологический университет «СТАНКИН», академия им. С.Г. Строгонова, Московский Политех, МАДИ, МГПУ, МИФИ, РХТУ им. Д.И. Менделеева, ИГУМО.

Все партнеры ШНТ ведут активную консультационную работу со школами, проводят вебинары, обучающие мастер-классы, семинары.

Конкурс «Школа реальных дел» — это площадка, где взаимодействуют бизнес и школа. В этом году в нем приняли участие 3000 человек. В ходе проведения конкурса компании работодатели предлагают командам школьников и студентов реальные задачи, на решение которых дается 4 месяца. Партнёры обязаны в процессе работы оказывать разнообразную поддержку. В итоге, ребята пишут антивирусные программы, разрабатывают мобильные приложения. Например, одна группа школьников представила устройство, которое помогает на 30% быстрее заживлять переломы костей человека и это уже подтверждено соответствующими заключениями медицинских организаций.

Еще одна программа, которая объединяет бизнес и образовательное учреждение — «Школа IT-решений».

Команды учеников 8-11 классов создают IT-проекты, решающие проблемы из жизни своих школ. Это позволяет школьникам по-другому посмотреть на весь образовательный процесс, на повседневную жизнь школы, на взаимоотношения в коллективе, найти проблемные места и с помощью новых технологий их исправить.

«У нас был пример решения одной такой проблемы. — рассказывает Игорь Марчак, руководитель проекта «Школа новых технологий, — В кулерах, установленных в одной их школ, быстро заканчивалась вода, а меняли бутыли редко. Рядовая, казалось бы, ситуация, но дети хотели ее изменить. Несколько московских школьниц не стали дожидаться помощи взрослых и предложили решение сами. Они придумали специальный датчик, который срабатывает в тот момент, когда вода в емкости опускается до определенного уровня. Это является сигналом для ее замены».