Правила нового образования

Рецензия на книгу Питера Грея «Свобода учиться»

Правила нового образования

О том, что игра имеет большое значение в образовательном процессе сегодня, конечно, знают все. Но ученые, психологи и педагоги, продвинулись гораздо дальше утверждений «на уровне интереса». Данные экспериментов и социальных опытов могут быть весьма полезными для работы учителя.

1Не вмешиваться в творческий процесс

В самом начале 80-х было опубликовано интересное исследование психологов из Политехнического института Виргинии. Под руководством Джеймса Майклса ученые провели простой эксперимент наблюдения за игрой в бильярд в студенческом клубе.

Сначала экспериментаторы незаметно подсчитали количество удачных ударов у игроков, чтобы беспристрастно определить уровень мастерства каждого игрока. А затем подходили ближе, и давали понять игрокам, что их результат оценивают.

Результаты были поразительны! Игроки высокого уровня начинали играть лучше, а на новичков пристальное наблюдение оказывало прямо противоположный эффект. Потом этот эксперимент проводили несколько лет. И все время повторялось одно и тоже.

Когда за испытуемыми наблюдали и оценивали результаты, те, чьи навыки были лучше, улучшали их еще больше, а новички всё делали только хуже.

В школе этот закон работает также. Оценка облегчает учебу тем, кто уже что-то умеет и знает, и сильно усложняет жизнь тем, кто только учится. Избегать такой ситуации и стрессов с ними связанных, можно с помощью создания игровой ситуации. Вот, собственно, еще один довод в пользу того, что в школе нужны игры.

Правила нового образованияИсходя из подобных исследований американский психолог Питер Грей в своем замечательном труде «Свобода учиться. Игра против школы» доказывает простое педагогическое правило: «Если заставлять ребенка учиться хорошо, можно помешать ему учиться совсем».

Его коллега Тереза Амабайл тоже провела необычный эксперимент. Две группы (проверяли и детей, и взрослых) просили выполнить творческое задание. Одну группу просто подбадривали, а другой постоянно говорили, что они работают для конкурса и их творческий подход будут оценивать.

Основной вывод эксперимента вас поразит:

Любое вмешательство, стимулирующее творческую деятельность, на самом деле снижает способность мыслить

Иными словами, творческий результат заведомо лучше, если его добиваются в процессе свободной игры.

2Создавать позитивный настрой

О том, что учащиеся лучше справляются с задачами, имея позитивный настрой, говорят результаты других занимательных экспериментов. Например, группе детей перед тем, как приступить к созданию коллажей, разделили на две подгруппы. Одним давали вволю наиграться с соленым тестом, а других заставляли переписывать скучный текст. Как вы думаете, кто делал наиболее креативные коллажи? Конечно, те, кто разминался с тестом!

Студентов, выполняющим инженерные задачи, тоже разделяли на подгруппы. Одним перед выполнением задания предложили фрагмент комедии, другим — отрывок из документального фильма, третьих просили просто подождать очереди. Результат налицо. Из группы «после комедии» с задачей справились 75 %. 20 % из группы «после документалки, и только 13% студентов из третьей группы решили задачку.

3Логичнее думается в игре

Странно, конечно, но и этот постулат доказан: «Игровое состояние разума помогает детям решать логические задачи». Английским психологам М. Диас и П. Харрис удалось выяснить, что маленькие дети в режиме игры могут решать логические задачи, с которыми они не справляются, если их спрашивают всерьез.

Игровое состояние ума способствует обучению, творческие способности в таком режиме развиваются лучше, и задачи становится решать легче.
Осталось только решить главную проблему для всех участников образовательного процесса — что такое игра? Когда заканчивается рутина и начинается игровая реальность?

4Что такое игра?

Питер Грей выделяет три основных характеристики игры.

  1. Игра всегда связана с мотивацией и ментальными установками, а вовсе не с проявлением поведения. Игрой может быть что угодно. Например, вы занимаетесь каким-либо обычным делом, и от того, как настроены вы сами, зависит в игре вы или нет.
  2. Второй момент заключается в том, что то или иное занятие — это не всегда либо игра, либо нет. И при игровом подходе мотивация может быть разной. Если в игровом обучении вы нацелены на результат в больше степени, то игры здесь конечно, никакой нет, или очень мало. А вот мотивация, относящаяся к процессу — делает игру настоящей.
  3. Третья характеристика — в неоднородности игры. Нет единственного критерия игровых ситуаций. Важно помнить только то, что в игре: мы сами выбираем игры и играем в них самостоятельно, процесс в игре ценится больше, чем результат, правила игры продиктованы не внешними причинами, а придуманы (или поддерживаются) самими участниками, игра всегда включает воображение и немного отстранена от реальной жизни, игра предполагает активное состояние сознания и не напрягает всех участников процесса.

Для современной педагогической практики, конечно, важно быть в тренде всем.

Один из новых подходов в получении и преподавании знаний — именно игра

На страницах «Образования в комплексе» будем рассказывать о теоретическом «игровом» богатстве науки и практическом опыте коллег учителей.

Андрей Соколов