Просто о сложном

или как в московских школах осваивают новый формат уроков

Московская электронная школа

Новая платформа — «Московская электронная школа» в сентябре 2016 года была презентована сначала в шести пилотных образовательных учреждениях, а сейчас на ней работают едва ли не все московские школы.

Цель проекта МЭШ — создание совершенно новой информационной среды, где каждый урок уникален, а учитель говорит с учениками на одном языке.

В классах — интерактивные столы и доски, в руках учеников — планшеты с доступом к Wi-Fi, а оценки, динамика успеваемости и домашняя работа — в электронном дневнике.

Московская электронная школа

Но как любое начинание, этот проект, его преимущества, принципы работы, устройство, понятен не всем. В первую очередь, учителям, ведь именно им предстоит составлять в электронном виде собственные учебники и методические пособия, а также шаблоны (сценарии) для уроков — одного из важнейших элементов электронной школы.

Московская электронная школа

Поэтому на базе некоторых московских школ проходят специальные курсы МЭШ, где сами учителя выступают в роли учеников, осваивают новые технологии, учатся работать в новом формате. Обучают педагогов их же коллеги, те, кто уже приобрёл опыт и даже получил грант за вклад в реализацию проекта МЭШ.

Московская электронная школа

Одним из таких стал Евгений Кимерис, учитель информатики в ГБОУ «Школа № 1995». И сейчас он охотно делится с коллегами из других школ своими знаниями, на своём примере показывая, что новый формат работы очень эффективен и удобен как для учителя, так и ученика.

Московская электронная школа

Например, это ещё один способ обмена опытом и решение для более качественной передачи информации. Так как электронный сценарий урока учитель выложит на общедоступный Интернет-ресурс, где для своей работы его могут использовать другие коллеги. Или, например, если ученик по причине болезни не присутствует в школе, но не хочет пропускать урок, он может с домашнего компьютера войти в сценарий и участвовать в процессе.

Московская электронная школа

Александр Худяков, учитель информатики ГБОУ «Школа № 1995» последовал примеру своего коллеги Евгения. За этот учебный год он разработал блок интерактивных уроков по своей дисциплине для 5-6-х классов и отправил их на конкурс на получение гранта «За вклад в реализацию проекта МЭШ».

Московская электронная школа

Основным условием его получения является разработка электронных сценариев уроков, размещение их в открытом доступе и набор в сумме не менее 500 запусков, просмотров и/или скачиваний.

К слову, на сегодняшний день 32 московских учителя из 21 школы стали обладателями гранта, учителям Москвы доступно более 23-х тысяч интерактивных сценариев уроков по всем обязательным предметам с 5 по 11 класс, более 122 тысяч уроков в столичных школах прошли в новом электронном формате.

Самая основная сложность в работе была в начале. Так всегда бывает, когда берёшься за что-то новое,

делится своими впечатлениями по работе в формате МЭШ Александр.

Московская электронная школа

«Но, если хотя бы один раз это попробовал и ко всему прочему понимаешь, что за таким форматом — будущее, мобилизуешься и получаешь результат. Я готов делиться с коллегами своими знаниями, опытом, наглядно показывать, как составлять сценарии или пособия.»

Но основной мой совет коллегам перед началом работы — побороть внутренний страх и нервозность, настроиться на позитивный лад. А остальное, как говорится, дело техники.

Цель проекта

Московская электронная школа

Ведущие задачи электронной платформы «Московская электронная школа».

  • предоставление надежных образовательных результатов
  • реализация различных форм педагогических технологий
  • информирование каждого жителя мегаполиса о ходе и результатах образовательного процесса
  • гарантия предоставления качественных электронных учебных материалов (учебники, рабочие тетради) каждому школьнику
  • оснащение классов основной и средней школы интерактивной панелью, каждого учителя персональным ноутбуком
  • обеспечение каждого здания школы высокоскоростным Wi-Fi
  • создание равных условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями

Суть проекта

Московская электронная школа

Разработано решение, связывающее задачи по:

  • организации учебного процесса (планирование, логистика, контроль) от уровня учителя до уровня школы и города
  • современному техническому оснащению школ (ноутбуки, интерактивные панели, беспроводная и кабельная компьютерная сеть, система регистрации прохода учащихся по картам),
  • обеспечению качественными учебными материалами каждого школьника (электронные учебники, рабочие тетради, задания для самостоятельной работы, тесты, виртуальные лаборатории).

Проект запущен в 2015 году и включает в себя:

1Оснащение каждого здания школы высокоскоростной беспроводной сетью (одновременная работа учителей и школьников с облачной платформой «Московская электронная школа»)

На сегодня доступ к сети Интернет реализован для всех зданий московских школ (4922 здания, в которых реализуются программы дошкольного, начального, основного, среднего, профессионального, дополнительного образования).

2Установка в каждом классе основной и средней школы интерактивных панелей с управляющими компьютерами, обеспечивающими демонстрацию интерактивного контента и презентаций, видео в высоком разрешении, возможность письма и рисования несколькими учащимися

На сегодня интерактивные панели установлены в кабинетах в 21 здании, планируется до конца 2017 года полностью оборудовать кабинеты в 694 зданиях столичных школ.

3Обеспечение учителей школ рабочими ноутбуками для доступа к Платформе «Московская электронная школа» в любое время из любого места

На сегодня ноутбуками оснащены все учителя города, полное переоснащение новейшими моделями планируется до конца 2017 года.

4Внедрение электронного журнала и дневника (расписание уроков, программы учителей по предметам, оценки, задания для самостоятельной работы, новости о школьных и городских мероприятиях, портфолио достижений учащихся, расписание экзаменационных мероприятий)

На сегодня пользуется более 1 000 000 жителей города, более 55 000 учителей, 668 государственных школ.

5Наполнение библиотеки электронного контента учебными материалами в рамках заданной структуры — по элементам содержания образования по каждому предмету, по типу учебного материала и форме его представления

На сегодня собрано более 45 000 единиц учебных материалов (видео, текстовые объяснения, задания, тесты и т.д.).

6Создание учителями Москвы сценариев уроков при помощи конструкторов, которые позволяют воспроизводить учебный контент по этапам на разных устройствах

  • yа интерактивной панели (контент, предназначающийся для просмотра классом)
  • на устройстве учителя (подсказки для учителя)
  • на устройствах учащихся (контент, предназначенный для работы учащихся на уроке — рабочие листы, задания, тесты)

На сегодня разработано более 6 000 сценариев из 11 000 базовых сценариев (по количеству уроков с 5 по 11 класс).

7Создание учителями Москвы электронных учебников по всем обязательным предметам в интерактивных конструкторах, обеспечивающим школьникам поиск информации, интерактивное содержание, полный объем содержания курса — объяснения, примеры, иллюстрации, задания и т.д.

На сегодня создано 6 интерактивных учебников из запланированных 114.

Также все школы оснащены системой регистрации прохода учащихся в школу, которая интегрирована с системой «Электронный журнал и дневник»