Каждый год, как только прозвенят последние звонки и наступит время экзаменов, с новой силой возникают дискуссии о том, как оценивать знания в школах и чему учить детей.
На эту тему написана и книга всемирно известного популяризатора образования Кена Робинсона «Школа будущего». В оригинале книжка называется
Creative Schools. The Grassroots Revolution. That’s Transforming Educations
Это название гораздо точнее нашего варианта подзаголовка «Как вырастить талантливого ребенка», которое дало книжке издательство «МИФ».
Робинсон на этот раз кроме своих теоретических воззрений на образование очень много ссылается на опыт передовых школ по всему миру. И это вовсе не такие раскрученные у нас школы, как проект Стива Джобса, а, например, школа Рейфа Эскита в корейском квартале Лос-Анджелеса или начальная школа в бедном городишке Дарвен в графстве Ланкашир в Англии.
Главная мишень Робинсона в этой книжке — стандартизация образования. Он просто напалмом выжигает все эти тесты, стандарты и нормативы, которые общеприняты не только в нашей стране, но и за рубежом
Проблемы у всех одни. Но, по мнению Робинсона, никакого эффекта для жизни детей, для их реализации в будущем, а тем более для движения прогресса вперед, это не приносит. Автор это довольно убедительно доказывает.

Например, кроме внутренних стандартов в каждой стране есть и международный рейтинг PISA. Это Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Ежегодно специалисты этой программы ездят и проверяют, какие дети в какой стране лучше умеют читать, писать и считать.
Образовательные власти любой страны обращают большое внимание на этот рейтинг. Однако сэр Робинсон в цифрах доказывает, что этот рейтинг высок у одних стран, а дух предпринимательства
силён у других.
Есть и более тревожные «звоночки», например, Южная Корея стабильно входит в пятерку лидеров по рейтингу PISA, а между тем в стране один из самых высоких уровней самоубийств.
В противоположность движению за стандартизацию образования Робинсон выдвигает идею школ, где образовательные программы построены, исходя из желаний и увлечений самих школьников. Это, конечно, очень непросто, но зато эффективно
В противном случае, убежден Робинсон, результаты плохи. Учителя уходят из школ, дети учат бесполезные сведения, одни контролируют других. В итоге — дети ходят в школу не за тем, чтобы научиться знаниям для будущей жизни, а лишь затем, чтобы «сдать тесты».
Согласитесь, задача тривиальная и унылая. И если мы с этим согласны, то почему возмущаемся, что многие современные школьники учиться не хотят и не очень жалуют учителей?
Важно вкладываться в учителей и идти за интересами детей, важно создавать сообщества и поддерживать семейно-школьный климат, важно учить детей творчеству и связывать знания, полученные на уроках, с реальными проектами и жизненными ситуациями.
Важно учить предпринимательству, не в смысле создания бизнеса (хотя и это тоже), а в смысле духа решения проблем и жизненных задач.
В финале своей замечательной книжки Робинсон приводит мысль Франклина о том, что существуют три типа людей: несдвигаемые, сдвигаемые и те, которые двигают. С «несдвигаемыми» всё понятно — это валуны в речном потоке. Как бы не бурлила река жизни, они крепко вросли в дно. С ними затевать перемены бесполезно.
Со «сдвигаемыми» наоборот, нужно развивать партнёрство и формулировать мечты. Если им все правильно объяснить, они начнут активно действовать. А эту энергию грех не использовать.
А «те, кто двигает» — настоящие агенты перемен. Они вовсе не собираются спрашивать чьего-то разрешения, чтобы изменить мир
Как говорил Ганди, если вы хотите изменить мир, вы должны сами стать той переменой, которую намерены осуществить.
И если достаточное количество людей начинает шевелиться, возникает движение. Если движение несет в себе достаточно энергии, вспыхивает революция. А это именно то, что сегодня нужно образованию,
— заключает Кен Робинсон. И это, думается, правильный вывод.