«Технология» будущего на школьных уроках

В московской системе образования реализуется мегапроект «Интеграция программ разных уровней образования для достижения новых результатов» под лозунгом «Готов к учебе, жизни и труду в современном мире».

«Технология» будущего на школьных уроках

Задача проекта — формирование у школьников умений и навыков, необходимых ему в будущей профессии и жизни в высокотехнологичной среде города.

1Заместитель руководителя Департамента образования Москвы Татьяна Васильева

Заместитель руководителя Департамента образования г Москвы Татьяна Васильева

Не только табуретки и винегреты нужны нашим детям.

Сегодня школьный урок труда, или урок «Технология», как его называют — это не только технология вещей. В повседневной жизни нас окружает множество вещей и предметов материального мира, но у них теперь много разных датчиков внутри, теперь они стали часть информационного мира, интернета вещей.

«Технология» будущего на школьных уроках

И в связи с этим несколько лет назад родилась идея не ограничиваться безусловно нужными табуретками и винегретом, а приблизить содержание школьного урока «Технология» к реальной жизни.

Появилась идея поменять содержание урока. На это стала работать вся наша система, потому что особенностью московской системы образования является то, что она не замыкается в школе. Весь город — это школа для наших детей.

«Технология» будущего на школьных уроках

Мы вышли за пределы школы — предложили колледжам реализовывать уроки технологии для тех школ, которые находятся рядом.

Колледжи более обеспечены мастерскими и технологическим оборудованием, а школам нет смысла все это приобретать только для того, чтобы использовать на уроках и посмотреть, как это работает.

Проект идет с прошлого года. Мы заметили, что уроки технологии стали более популярными.

Теперь они могут проходить не только в колледжах. У нас в городе есть прекрасные технопарки. В нескольких технопарках на территории города есть специальные площадки, где проходят уроки.

«Технология» будущего на школьных уроках

В связи с этим проектом, конечно, стали возникать вопросы о школьных учителях. Сегодня в школах почти полторы тысячи учителей технологии продолжают работать. Школы и колледжи реализуют совместные образовательные программы. Мастера производственного обучения дополняют своими компетенциями учителей, в технопарках преподаватели тоже дают новые знания.

«Технология» будущего на школьных уроках

Конечно, учителям технологии приходится меняться и менять свой предмет. На одном приготовлении винегрета далеко не уйдешь, и школы с удовольствием тоже меняют свою материальную базу. Урок технологии становится уроком, где встречаются знания из разных предметных областей, технологии объединяют школьные предметы.

С января 2017 года учащиеся 6-7 классов столичных школ приходят на урок технологии в технополис «Москва». Образовательная программа проекта «Урок в Технопарке» включает в себя 4 модуля: «DO IT YOURSELF» (Сделай сам), «Информационные технологии», «Промышленный дизайн», «Робототехника». В 2017/ 2018 учебном году 39 колледжей предоставляют профильные площадки, мастерские и лаборатории для уроков технологии для 7000 школьников.


2Директор школы № 293 Александр Глозман

Директор школы № 293 Александр Глозман

Содержание урока технологии должно отражать содержание науки и производства в окружающем мире на сегодняшний день

Сначала расскажу вам одну историю. У нас в школе много лет висел старый таксофон, чтобы дети могли позвонить домой. Однажды мы заметили, что к нему не подходит, думали, аппарат сломался. Оказалось, что дети просто не могли пользоваться телефонным диском.

«Технология» будущего на школьных уроках

Когда заменили его кнопочным, он вновь стал популярным. А теперь снова оказался забыт, потому что у всех ребят телефоны в кармане.

Мне кажется, эта история отражает сегодняшнюю ситуацию с содержанием технологий в школе. Уверен, что содержание курса технологии должно отражать содержание науки, производства и технологий в окружающем мире.

«Технология» будущего на школьных уроках

При этом, конечно, нельзя забывать, что детям нужно знать историю материального мира, историю развития вещей, поэтому мы стараемся сочетать и традиционные привычные нам технологии, но и те, за которыми будущее. Выходим на интеграцию материальных и информационных технологий.

Курс технологии достаточно материалоемкий. Чтобы его преподавать эффективно, требуются определенные ресурсы. Для этого мы используем ресурсы колледжей, кванториумов, технопарков, которые находятся в Москве.

«Технология» будущего на школьных уроках

У нас в школе есть несколько традиционных мастерских, где занимаются ребята, начиная с начальной школы, есть и не совсем традиционные для школы: кузница, мастерская керамики, резьбы по дереву.

Вместе с тем есть кабинеты информационной поддержкой курса технологии — где ребята могут заниматься робототехникой, 3D-моделированием, электротехникой.

«Технология» будущего на школьных уроках

В начальной школе у нас технологию преподает отдельный учитель в специально оборудованном классе. В содержании урока мы выделили три модуля для ребят:

  1. конструирование,
  2. информационные технологии,
  3. направление «керамика».

Очень важно, что каждый модуль имеет продолжение в системе дополнительного образования во второй половине дня.

«Технология» будущего на школьных уроках

В средней школе детям предлагаются два направления:

  1. культура дома и декоративно-прикладное творчество,
  2. техника и техническое творчество".

Мы ушли от гендерного принципа, поэтому любое направление могут выбирать и мальчики, и девочки.

Все образовательные модули базируются на нашей позиции, что курс технологии — это не только умение обрабатывать различные материалы, а скорее создание собственных образовательных продуктов, освоение методики учебного проектирования.

«Технология» будущего на школьных уроках

В старших классах они подходят к выбору модулей уже более осознанно. Им предлагаются уже

  1. черчение и основы графической грамоты,
  2. робототехника,
  3. информационные технологии,
  4. Художественная обработка материалов«.

«Технология» будущего на школьных уроках

А на этапе 9-10 классов вместе с колледжем архитектуры и градостроительства и колледжем современных технологий им. Панова мы предлагаем программы профессиональной подготовки по программе «оператор станков с ЧПУ» и «Мастер обработки цифровой информации».

«Технология» будущего на школьных уроках

У ребят есть возможность, заканчивая 9 класс, получить свидетельство о получении квалификации по профессии. Это, конечно, возможно только при объединении всех ресурсов города, и школа в этом процессе является ключевым игроком.

В Москве реализуется проект «Профессиональное обучение без границ» (получение свидетельства о профессии школьниками), предполагающий интеграцию программ дополнительного образования с программами профессионального обучения для школьников и получение свидетельства государственного образца о получении профессии.

С сентября 2017 года 52 колледжа предлагают школьникам Москвы обучение по программам профессиональной подготовки по 140 профессиям. С начала реализации проекта «Профессиональное обучение» 1700 школьников получили свидетельства о профессии вместе с аттестатом.


3Директор Колледжа железнодорожного и городского транспорта Дмитрий Выдрин

Директор Колледжа железнодорожного и городского транспорта Дмитрий Выдрин

Дети, получая профессию, становятся взрослее.

Уроки в колледже позволяют ребятам получить знания на реальном оборудовании и в реальных профессиональных условиях. Мастера производственного обучения имеют большие познания в своем деле, они постоянно совершенствуются.

«Технология» будущего на школьных уроках

Наш колледж всегда работает на опережение, мы стараемся предугадать, какие компетенции могут понадобиться детям через несколько лет.

Конечно, колледж это другая образовательная среда, нежели школа. Здесь дети становятся взрослее, думают, кому они могут принести пользу. А общение школьников и студентов приподнимает их на новый уровень, небольшая разница в возрасте помогает лучше передать материал, тем более, что мы часто задействуем в уроках чемпионов Worldskills. И это вообще другой уровень преподавания технологии.

«Технология» будущего на школьных уроках

Немаловажно, что уроки технологии это профориентационное мероприятие, помогает школьникам определиться с областью своей будущей профессии. Этому помогает и участие в проект «Профессиональное обучение без границ». Важно, что обучение у нас проходит по стандартам Worldskills, а это значит, что школьники тоже могут принять участие в этом соревновании.

В этом учебном году мы провели уроки для 450 школьников, с 9 школами подписали соглашение. Планируем в ближайшее время довести число школьников, которые получили у нас в колледже знания, до 1000 человек.

4Директор школы № 1423 Ирина Ульянова

Директор школы № 1423 Ирина Ульянова

Ребята на практике видят необходимость знания многих школьных предметов.

Наша школа была пионером, которая приняла участие в проекте «Урок технологии в Кванториуме». Это стало важным эмоциональным моментом для детей, они поняли, что знания можно получить не только в школе, можно использовать все возможности города.

«Технология» будущего на школьных уроках

Что они только не делали: построили квадрокоптер, спроектировали «умную» кормушку для рыб, разработали дизайн очков и сделали их на 3D-принтере.

Ребята за это время не только разили свои навыки, но получили понимание метапредметности.

На одном проекте могут быть задействованы и физика, и химия, и черчение, и даже экономика, и работа в команде тоже, безусловно, важна. Для учителей уроки в технополисе — это своеобразное повышение квалификации. Теперь все — и дети, и родители, и учителя — с удовольствием ждут продолжения.

«Технология» будущего на школьных уроках

С января 2017 года в Москве стартовал совместный образовательный проект «Урок технологии в детском технопарке «Кванториум» Департамента образования города Москвы, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, и Федерального государственного автономного учреждения «Фонд новых форм развития образования» для столичных школ.

Цель проекта — привлечение детей к исследовательской, конструкторской и изобретательской деятельности, развитие практических инженерных навыков в рамках взаимодействия детских технопарков с образовательными организациями.

В первом полугодии 2017-2018 учебного года для учеников 20 московских школ и студентов шести колледжей проходят выездные уроки по направлениям детского технопарка.

Сеть детских технопарков «Кванториум» насчитывает сегодня 24 технопарка с охватом 7000 детей. До конца 2017 года она будет увеличена нарастающим итогом за счет всех источников финансирования до 50 технопарков в 36 субъектах Российской Федерации с охватом 500 тысяч детей. Но только в Москве в кванториумах ведется преподавание именно школьных уроков технологии.