Московские активисты РДШ к школе готовы!

Российское движение школьников (РДШ) — общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников.

Российское движение школьников

В образовательном центре «Патриот» Центра патриотического воспитания и школьного спорта прошла смена московских активистов Российского движения школьников. Образовательную программу смены подготовили специалисты Московского Дворца творчества им. А. П. Гайдара, который стал региональным оператором РДШ.

Сохраняя старые добрые традиции

Программа смены разработана таким образом, что у ребят нет ни одной свободной минуты, и они этому искренне рады. «Этот лагерь и отличается от других тем, что мы всё время чем-то заняты. Это очень хорошо, — рассказывает восьмиклассница Аня. — Я уже успела побывать на занятиях по журналистике, по общению и узнала кое-что новое про компьютеры.»

Пожалуй, самое скучное дело в этом лагере — отбой, когда нужно расходиться и ложиться спать!

Российское движение школьников

Подобные образовательные смены Российского движения школьников проводятся во многих регионах России. Ребята проводят время и весело, и с пользой. Самая массовая детская организация России заимствовала идею летних смен у пионерской организации.

В СССР был опыт проведения лагерей пионерского и комсомольского актива. В 90-е годы после развала Советского Союза, лагеря пионерских активистов в некоторых регионах страны проводились под вывеской «лагерь школьного актива», но теперь стали возрождаться в полноценном виде благодаря деятельности РДШ.

Российское движение школьников

«Нас, конечно, можно сравнивать с пионерской организацией, потому что оттуда мы взяли основные принципы добра, справедливости, активного участия ребят в жизни своего города, района, страны. Но надо понимать, что сейчас другое время и мы другая — новая организация — для современных детей», — рассказывает председатель московского регионального отделения Российского движения школьников, директор Дворца творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара Надежда Куранина.

Российское движение школьников работает по четырем направлениям

Эти направления отражены и в темах образовательных занятий в смене. Одно из них — личностное развитие, ребятам рассказывают о том, как общаться друг с другом, как ставить перед собой цели и добиваться их, как организовать мероприятие и вести за собой команду единомышленников. здесь же рассматривается популяризация различных профессий.

Российское движение школьников

Своим опытом с будущими лидерами делятся космонавты, ученые, предприниматели, представители разных профессиональных сфер. Большое внимание уделяется профессиям будущего. Школьники занимаются программированием, работают с современными устройствами.

Информационно-медийное направление у ребят очень популярно. Они уже в лагере постигают азы работы на телевидении и радио. На вопрос, какие знания и умения вы привезете в школу с этой смены, многие отвечали: «Начну развивать школьный пресс-центр».

Направление «гражданская активность» включает в себя добровольчество, экологическую деятельность, работу ребят в органах ученического самоуправления. Это одно из важнейших направлений работы РДШ. Во всех московских школах действуют ученических советы и другие органы самоуправления, важно, чтобы дети знали основы организационной работы и умели из применять на практике.

Российское движение школьников

«Одно из важнейших направлений нашей работы — военно-патриотическое, — подчеркивает Надежда Куранина. — Оно объединяет несколько организаций, которые занимаются этой работой. Это и „Юнармия“, и юные казаки, и юные инспектора дорожного движения, и многие другие».

Кстати, и смена московских активистов РДШ тоже проходит в лагере Центра патриотического воспитания и „экватор“ смены мы решили отметить спортивно-туристической эстафетой.

«Важно заметить, что Российское движение школьников не заменяет никакие действующие организации, оно просто объединяет их и предоставляет ребятам широкие возможности для развития. Ребята в течение года посещают российские детские центры.

Всевозможные конкурсы и слеты, которые проходят в разных уголках нашей страны. Мы хотим сформировать цельную общность наших ребят, которые взаимодействуют друг с другом по всей стране».

Объединяя детей всей страны

О том, что главная задача движения — объединение школьников и предоставление каждому больших возможностей для развития говорил и председатель координационного совета Российского движения школьников, Герой Российской Федерации, летчик-космонавт Сергей Рязанский.

Наша задача — сделать так, чтобы ребята поняли, что жизнь — безумно интересная штука. Нужно найти любимое дело, а в нем — себя.

Сергей Рязанский
Руководитель РДШ, летчик-космонавт Сергей Рязанский

«Хуже, если человек не может найти себя, не знает, что ему делать. Я понимаю, что в крупных городах, в Москве, Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде возможности у детей на порядок больше, поэтому для Российского движения школьников очень важна работа в маленьких городах, моногородах, поселковых школах, там, где с помощью интернета можно детям предоставить разные возможности для самореализации.

Поездки в наши лагеря для детей это тоже очень большая награда. Они зарабатывают её своей активностью. К сожалению, у родителей в регионах зачастую нет возможности посылать детей в федеральные детские центры, а мы детям такую возможность даем».

Надежда Куранина замечает, что участником программы РДШ может стать любой школьник, загородные центры работают круглогодично — не просто в режиме лагерей отдыха, а в формате образовательного проекта:

«Этот лагерь — одна из баз Департамента образования Москвы. У нас проходит образовательная программа для ребят.

В этом году исполняется 100 лет формирования системы дополнительного образования в России. Именно поэтому у нас здесь реализуется несколько программ дополнительного образования и ребята могут посетить по своему желанию те, которые им интересны».

Российское движение школьников

В смене активистов действительно много направлений, некоторые из них кажутся довольно экзотичными. Например, леттеринг — дизайн оформительских шрифтов, SMM — искусство продвижения своих идей в социальных сетях, алтимат — набирающая популярность командной игры в летающую тарелку-фрисби.

«Сами ребята помогают нам формировать образовательную программу смены», — рассказывает Надежда Куранина.

«В этом году от детей поступил необычный запрос — ввести курс по языку жестов для того, чтобы общаться с неслышащими ребятами. Мы пошли им навстречу и такие занятия ввели. Пока у нас нет глухих детей в смене, но в будущем мы планируем проводить и инклюзивные смены».

Круто, модно и престижно

На встрече с журналистами руководителю Российского движения школьников задали вопрос об организационных принципах организации. Ни для кого не является секретом, что иногда ребят туда записывают «для массовости».

«РДШ работает в каждом регионе России, — рассказывает Сергей Рязанский. — Та стратегия, которую мы сегодня выстраиваем, надеюсь, позволит нам войти в каждую школу страны».

Мы стремимся уйти от формализма, мы помним и хорошие, и плохие уроки прошлого.

«Формализм убьет детское движение. Нам нужно сделать так, чтобы участвовать в российском движении школьников было круто, модно и престижно, и тогда дети сами будут подтягивать друг друга.

Российское движение школьников

Нам всего два года, мы только-только набираем обороты. Наша организация — это платформа, на которой собираются люди, имеющие опыт воспитательной работы, люди, которые работают с детьми в разных организациях, вожатые. Мы пытаемся их вывести на федеральный уровень и помогать, чем можем».

Особое внимание в РДШ уделяется инициативам самих ребят. Организаторы следуют за детскими запросами и в соответствии с вызовами времени. Но иногда дети даже не просят о помощи, делают все сами.

«Школьники — это ключевые люди в нашем проекте. Очень часто они придумывают что-то такое, над чем взрослые даже не задумываются», — рассказывает председатель координационного совета организации.

«Кажется, в Тюменской области был случай: ребята ездили в сельскую школу по ужасной дороге, с совершенно ужасными остановками. В какой-то момент собрались и сами заработали денег на краски, сами провели конкурс проектов, сами убрали остановки и покрасили их. Не спрашивая взрослых».

Это очень показательный пример: если хочешь что-то изменить в нашей стране, делай. Вставай и делай — здорово, если мы сможем воспитать такое отношение к делу в детях.

Равняясь на современных героев

У нового детского движения страны пока еще небольшая история. И дети, и взрослые раздумывают над символами и атрибутами организации. Но вот люди, на которых хотят быть похожи ребята работают вместе с ними.

Сергей Рязанский — руководитель организации — один из них. После общения с ним полететь в космос хочет чуть ли не каждый второй мальчишка. Сергей Николаевич своей историей помогает поверить в то, что невозможное возможно.

«Я никогда не мечтал стать космонавтом, я мечтал стать ученым-биологом, — вспоминает Сергей Рязанский. — Так получилось, что я попал в отряд космонавтов, но в космос не рвался.

А после крушения американского шаттла „Коламбия“ наше руководство вызвало меня и сказало, что я никогда не смогу полететь в космос, потому что американцы выкупили все места ученых на наших кораблях.

И вот когда мне сказали, что у меня не получится, я очень захотел полететь! В 2013 году я совершил свой первый полет, и стал первым бортинженером без инженерного образования».

Российское движение школьников

Я смог доказать в нашей консервативной системе, что нужно индивидуально подходить к каждому человеку, а не смотреть на его диплом.

«В декабре 2017 года я вернулся из полета командиром экипажа и стал первым в мире ученым, который стал командиром космического корабля.

Я очень надеюсь, что я смог доказать, что всё возможно, если очень захотеть. Необязательно всем хотеть быть космонавтами, главное — уметь достигать цели.

Я в первом классе был не допущен к урокам физкультуры по здоровью, был очень болезненным мальчиком, мечтал быть биологом. А в итоге, когда начали набирать ученых в отряд космонавтов, единственным по здоровью прошел я».

Сергей Рязанский своим примером показывает ребятам, что можно ставить перед собой любые цели, главное — воля к победе и достижению результатов.

Российское движение школьников

Одним из результатов его общественной работы стало продвижение движение школьников не только в школы, но и в высшие учебные заведения

«Сегодня государство обращает особое внимание на воспитательную компоненту в школах.

В педагогических вузах появился новый старый предмет „Основы вожатской деятельности“ с практикой на III курсе. С сентября к этой программе присоединятся 46 российских вузов.

Мы готовим преподавателей к квалифицированной вожатской работе, мы стали понимать, что воспитательный процесс должен идти без отрыва от образовательного. Только так мы сможем воспитать настоящих патриотов своей страны, активных, деятельных и ответственных!»

Первые результаты своей летней учебы московские активисты Российского движения школьников готовы продемонстрировать в своих школах уже в начале учебного года.


Российское движение школьников (РДШ) — общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников.

В своей деятельности движение стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности.

Организация создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».