Московские школьники – победители международных олимпиад

Подведены итоги пяти международных олимпиад по математике, биологии, химии, физике и географии 2018 года. Московские школьники в составе сборной России завоевали 9 из 14 золотых медалей.

Международная химическая олимпиада

Уже не первый год успехи представителей столичной образовательной системы удивляют школьное международное сообщество. Пьедесталы практически всех предметных олимпиад не обходятся без московских школьников.

Московские школьники – победители международных олимпиад

Интересно заметить, что раньше победы на олимпиадах завоевывали учащиеся специальных учебных заведений, а сейчас победителями международного уровня становятся ученики самых обычных массовых школ.

Московские школьники – победители международных олимпиад

Некоторые «массовые» школы стали настоящими поставщиками отличников. В чем секрет успеха таких школ? Как организовать образовательный процесс, чтобы учащиеся показывали стабильно высокие результаты?

Московские школьники – победители международных олимпиад

Почему Москва уже который год продолжает удивлять своих региональных и международных коллег? Послушаем, что отвечают на эти вопросы директора «самых обычных» московских образовательных учреждений.

1Вероника Федоровна Бурмакина, директор школы № 1329

Вероника Федоровна Бурмакина, директор школы №1329

Наша школа достаточно молодая, она была открыта в 2004 году как школа с углубленным изучением физической культуры, но потом мы стали обычной общеобразовательной московской школой.

В 2015 году наши десятиклассники Иван Фролов и Руслан Салимов были отобраны в сборную команду страны и с международной олимпиады по математике привезли серебряные медали. Потом был год напряженной работы и в 2016 году они на международной математической олимпиаде завоевали уже золотые медали. Надо сказать, что Руслан при этом сумел досрочно блестяще сдать государственные экзамены.

В этом году с олимпиады по математике десятиклассники Рябов Егор и Артур Герасименко привезли золотые медали. Надо отметить, что такого результата наша команда ждала с 2010 года.

Командное место России было 2-ым, но наши московские школьники доказали, что уровень математического образования в России лучший.

Я хотела бы сказать, что ребятам помогали не только наши учителя-математики, которые раскрыли их талант, но и городские структуры, например, Центр педагогического мастерства, руководители сборной команды России. А также те проекты, которые сегодня реализуются в Москве тоже сыграли свою роль в формировании олимпийского духа.

Мне кажется важной и та поддержка ребят, которая сегодня организована не только в школе, но и на уровне города.

Мы много лет воспитываем победителей, а сейчас наши первые победители приходят в школу, участвуют в проекте «Кружок от чемпионов» и помогают следующему поколению талантливых ребят заниматься математикой.

Конечно же такие результаты наших детей стали возможны благодаря тем преобразованиям, которые происходят в московском образовании. Это и изменения в системе финансирования, значительные изменения в инфраструктуре московских школ, грантовая поддержка талантливых московских школьников и педагогов.

2Лидия Петровна Карпенко, директор школы № 171

Лидия Петровна Карпенко, директор школы №171

Я хочу рассказать о наших принципах подготовки талантливых ребят. Первый принцип — это многопрофильность, то есть предоставление ребятам в школе право выбора разных видов развития.

В нашей школе существует 346 объединений, из них 50 возглавляют наши бывшие выпускники. Ребята ставят перед собой задачу получать опыт и знания через участие во всех видах олимпиад, в проектной деятельности, в фестивалях, конкурсах.

Вот такие цифры. В муниципальном этапе олимпиад у нас участвовало 348 ребят, из них призеров и победителей — 259. В региональном этапе — призеров и победителей 79 человек, в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в числе призеров было 10 наших учеников.

Для работы с мотивированными детьми должны быть очень хорошо подготовлены учителя. Мы всемерно используем научный потенциал. У нас заключены договора с 7 факультетами Московского государственного университета, и мы получаем там хорошую подготовку для работы с мотивированными детьми.

Но самое главное, что мы привлекаем для работы с детьми наших выпускников. Сейчас у нас учителями школы работают 32 выпускника. Они не только сохраняют лучшие традиции прошлого, но и развивают новые.

Вообще, это особенность нашего педагогического коллектива -мы активно привлекаем выпускников. Они приходят в школу, не только на разовые мероприятия, но и становятся ассистентами учителей. Мы создаем постоянные творческие группы из выпускников, их задача заниматься не только с мотивированными детьми, но работать, как мы говорим, «точечно».

Такое тесное взаимодействие с бывшими выпускниками и старшеклассниками создает морально-психологический здоровый климат в школе. Выпускник — это друг, товарищ, учитель и наставник. Эта система дает хорошие результаты.

Вспоминается 2017 год, который был для нас очень знаменательным. Тогда наш выпускник химического класса, учитель биологии Смирнов Иван Алексеевич, защитил кандидатскую диссертацию и стал «Учителем года» Москвы. Он как раз прошел все этапы нашей системы взаимодействия и подготовки учеников. И в том же 2017 году его ученик, Седлов Илья, стал серебряным призером международной олимпиады по биологии.

Сейчас наши ребята находятся на Азиатском Научном Форуме, и только что я узнала, что они заняли там 1 и 2 место! В подготовке группы принимал участие Илья Седлов, а руководителем группы был Иван Алексеевич Смирнов. Это пример того, как работает преемственность в нашей школе и как ведется работа с мотивированными учащимися.

3Татьяна Григорьевна Киркова, директор школы 1158

Татьяна Григорьевна Киркова, директор школы 1158

Наша школа на протяжении многих лет работает в системе школы «Ступени». Для нас важно, чтобы на первой ступени обучения мы могли выявить тех детей, которые имеют повышенную мотивацию к обучению. Это нужно для того, чтобы создать индивидуальную траекторию обучения этих ребят.

На сегодняшний день востребована такая услуга, как эффективная начальная школа.

В этом году мы открываем специальный первый класс, для тех ребят, которые имеют повышенную мотивацию к обучению. Что касается всех наших уроков, могу сказать, что каждый урок очень своеобразен. Это интересный проект. Мы проводим уроки не только в школе, но и на тех территориях, которые нам предоставляет город: в театре, в музее, на производствах, в различных учреждениях образования.

Огромную роль в подготовке ребят играют учителя. У нас есть такие педагоги, которые уроки превращают в лабораторию по исследованию! А ребята потом продолжают свои работы уже вне стен школы. Они учатся спорить, отстаивать свою точку зрения.

В прошлом учебном году у нас было три победителя Всероссийской олимпиады школьников, а одна учащаяся стала призером Международной олимпиады по математике. У нас так принято, что выпускники-победители олимпиад проводят свои уроки для ребят и всегда они вызывают самые положительные оценки и детей, и учителей.

И ребятам, и педагогам нашей школы большую помощь оказывают специалисты Центра педагогического мастерства. Мы очень благодарны им за это.

4Виктор Петрович Кулешов, директор школы № 1568

Виктор Петрович Кулешов, директор школы №1568

Основной девиз нашей школы — массовость в олимпийском движении.

Развитию интереса к интеллектуальным соревнованиям способствует выстроенная четкая система подготовки и заинтересованности детей, учителей и родителей в высоких результатах.

Массовая вовлеченность и заинтересованность дали такой результат: 82% учащихся участвуют как минимум в 2 предметных олимпиадах. За последние пять лет в три раза увеличилось количество победителей и призеров Московской олимпиады школьников — с 34 до 119! Всероссийский этап — с 29 до 83! На заключительном этапе — было 3 человека, а сегодня — 14.

Что касается международных олимпиад — в 2013 году в Брюсселе у нас было первое «золото» по физике у Фрадкина Ильи. В 2017 году в Нидерландах у нас два победителя Чернов Никита и Панов Илья. Это была уникальная олимпиада по трем предметам естественно-научного цикла — физика, математика и биология.

Важно отметить, наша выстроенная система работает не только для победителей олимпиад — в целом, ребята показывают высокое качество образования. Конечно, на это работает высокая мотивация и детей, и родителей, и учителей. Этому способствуют и гранты для учителей в разработке индивидуальной траектории развития детей, конкурсы учителей, которые дают возможность педагогам постоянно совершенствоваться.

В нашей школе реализуется многоуровневая система подготовки учащихся. Первый этап — классно-урочная система, второй — работа в группах, третий этап — индивидуальная работа с детьми. Участвуют в этом педагоги школы, преподаватели и аспиранты вузов, конечно же, наши выпускники.

Важно отметить и развитие междисциплинарного подхода к обучению. Мы счастливы, что правительство Москвы еще три года назад выделило средства для приобретения оборудования школам «Курчатовского проекта». У нас создана лаборатория кабинетов физики, химии, биологии, географии, конвергентная лаборатория, в которой также используется 3D-моделирование.

Результаты такого подхода говорят сами за себя: на московской олимпиаде-2018 по физике — 47 призовых мест, химия — 58 призовых мест. Всероссийская олимпиада-2017 по физике — 5 призеров, химия — 2 человека. В этом году: международная экспериментальная олимпиада по физике — 7 человек, из них 1 победитель и 6 призеров. Международная естественно-научная олимпиада в 2017 году — 2 победителя.

Это результаты использования в обучении базы школы, вузов и колледжей. На профессиональное образование тоже следует обратить внимание. В 2017 году на WorldSkills у нас было два победителя в компетенциях «Инженерный дизайн» и «Лабораторный химический анализ».

Конечно, это показывает, что образование Москвы развивается очень быстрыми темпами. Те успехи, которых достигают наши ребята, зависят не от одного педагога, но и от всей команды, в которую входят и ученики, и родители, и, конечно, классные руководители.

Важен и «семейный» настрой, который должен быть и в семье, и в школе. Мы все работаем и учимся, как одна большая семья, поддерживаем друг друга и помогаем.


Успехи московских школьников в составе сборной России на международных предметных олимпиадах в 2018 году

Предмет Даты и страна проведения олимпиады Школьники Москвы Награда
Математика 3-14 июля, Клуж-Напока (Румыния) Герасименко Артур, школа 1329 Золото
Рябов Егор, школа 1329 Золото
Биология 15-22 июля, Тегеран (Иран) Пустовид Артем, Университетская гимназия Золото
Гараев Азат, СУНЦ МГУ Золото
Ярутич Ирина, школа1567 Серебро
Химия 19-29 июля, Прага и Братислава (Чехия и Словакия) Бардонов Даниил, школа 179 Серебро
Коноплев Алексей, СУНЦ МГУ Золото
Физика 21-29 июля, Лиссабон (Португалия) Бобков Григорий, школа 1589 Золото
Кузнецов Вячеслав, школа 192 Золото
Цапаев Станислав, школа 1589 Золото
Шишкин Алексей, школа 1589 Серебро
География 31 июля – 6 августа, Квебек (Канада) Богданова Ольга, школа 1454 «Тимирязевская» Серебро
Коспанов Ален, школа 853 Золото