Москва и Абу Даби будут вместе развивать передовые идеи образования школьников

Руководитель Московского центра качества образования и программный директор Московского международного форума «Город образования» Павел Кузьмин рассказал об участии столицы во Всемирном саммите AQDAR в Абу-Даби.

Всемирный саммит AQDAR

Московское образование было представлено на Всемирном саммите AQDAR в Абу-Даби. Еще летом на Форуме «Город образования» состоялось подписание соглашения о партнерстве Форума со Всемирным саммитом AQDAR 2018 и международной конференцией Innovation Arabia.

В саммите приняли участие более 130 тысяч человек из 70 стран мира.

Всемирный саммит AQDAR

В программе престижного международного форума были панельные дискуссии и выступления, посвященные системам образования в разных странах. Так с докладами выступили представители Объединенных Арабских Эмиратов, Германии, Египта, Индии, Китая и России.

Всего было около 100 экспонентов, московский стенд был одним из самых больших, ведь столица России представила свои достижения за последние 8 лет. Для этого был создана специальная экспозиция в формате виртуальной реальности.

Всемирный саммит AQDAR

Были презентованы такие успешные проекты как Московская электронная школа, диагностика в формате виртуальной реальности, в том числе и сервис «Мои достижения», система контроля и питания «Москвенок», а также программа полупрофессионального образования.

— Мы сделали стенд в формате квеста: это очень интересная концепция, когда участник, проходя регистрацию, попадал в зону предпрофессиональных классов, знакомился в виртуальной реальности с инженерными, медицинскими классами, с «Курчатовским проектом», дальше попадал в зону диагностик.

Всемирный саммит AQDAR

Особое внимание уделялось зоне МЭШ, посетителям было любопытно узнать, как строится урок, каков сценарий урока, как может использоваться МЭШ в образовательном процессе. Формат квеста действительно оказался очень удачным.

Здесь собралось огромное число учителей, педагогов из ОАЭ, представителей органов власти, министерств, — рассказал Павел Кузьмин.

На всемирном саммите AQDAR ежегодно собираются педагоги, учащиеся, родители, разработчики инновационных концепций и технологий.

В своем выступлении в Абу-Даби Павел Кузьмин так определил концепцию московского образования:

«Основная задача московской школы — предоставить каждому ученику равные возможности для раскрытия талантов и способностей. В школе ребенок может выбрать из множества образовательных траекторий те, которые ему ближе, стать успешным и конкурентоспособным».

Павел Кузьмин, руководитель МЦКО
Павел Кузьмин, руководитель МЦКО

По словам руководителя Московского центра качества образования, у школьников особый интерес на стенде города Москвы вызвали виртуальные уроки и возможность проверить себя с помощью специальных джойстиков и шлемов. Педагоги же оценили базу электронных уроков.

Особо понравилось иностранным коллегам то, что занятия представлены не в виде роликов, а как сценарии, который каждый учитель может изменять под себя. По сути, благодаря стенду каждый желающий мог ощутить себя московским школьником.

Всемирный саммит AQDAR

Делегация из столицы России была принята на самом высоком уровне. Ее участники посетили пять образовательных организаций в ОАЭ:

  • KHDA — аппарат, занимающийся вопросами частного образования и оценки качества образования в ОАЭ,
  • Regent International Scholl — частная школа для детей от 3 месяцев до 12 лет,
  • Sunmarke International School — частная школа для учащихся от 3 до 18 лет,
  • Al Shawamekh school — государственная школа для девочек,
  • Applied Technology High School — государственная старшая школа, основное направление подготовки — технология.

Работу московского стенда на саммите освещали более пятидесяти местных СМИ. Было несколько прямых включений на национальном телевидении ОАЭ.

Познакомиться в московскими мегапроектами в сфере образования пришли также и первые лица страны — министр толерантности ОАЭ Шейх Нахьян бин Мубарак Аль-Нхьян, министр труда и занятости ОАЭ Нассер Джума Аль-Хамли, а также министр внутренних дел, советник министра образования ОАЭ доктор Фейзил Мохаммед Аль-Бекери и вице-премьер ОАЭ Шейх Саиф бин Заед Аль-Нахьян, который прибыл со своими сыновьями. Именно этот человек отвечает за всю образовательную систему ОАЭ.

— Он был очень заинтересован в технологиях Москвы, подчеркнул важность партнерства Москвы и Абу-Даби. Мы обсудили те направления взаимодействия между органами власти, между директорами школ, между педагогами, которые могут быть полезны одной и другой стороне, — рассказал Павел Кузьмин.

Также Москва предоставила и обширную деловую программу.

Всемирный саммит AQDAR

— Прошла серия содержательных встреч с представителями Правительства ОАЭ. Мы рассказали о внедрении формульного финансирования, рейтинга образовательных организаций. Поделились и тем, как у нас работает система аттестации учителей, — сообщил руководитель МЦКО.

Кроме этого, ключевыми тезисами московской презентации стали сравнение результатов систем образования в 2010 и 2018 и использование ресурсов города для образования.

Павел Кузьмин подчеркнул, что система образования в Арабских Эмиратах сильно отличается от российской: например, там 80% школ частные.

Образовательные программы, как правило, финансируют родители учеников. Однако несмотря на различия, две страны готовы обмениваться опытом и дальше.

Всемирный саммит AQDAR

Глава МЦКО рассказал о технология формирования позитивной среды в образовании в ОАЭ:

— Нас очень заинтересовало развитие у детей позитивного мышления в рамках школьной программы. Мы и раньше слышали этот термин — positive thinking, но не особо представляли как это.

Оказалось, что это специальный учебный курс, где разыграются и разбираются различные ситуации. Это помогает формировать ребенку грамотную самооценку, обеспечивает умение адекватно оценивать себя в окружающем мире.

В конце концов школа в первую очередь должна готовить ребенка ко взрослой жизни.

Всемирный саммит AQDAR

В основе позитивного мышления лежат взаимоотношения внутри коллектива, серьезная образовательная среда.

— Я не говорю, что у нас этого нет, у нас много дел, объединяющих взрослых, родителей, среду. Но там мы увидели, как они конструируют ситуацию для формирования адекватной самооценки, позитивного образа мыслей ребенка.

Павел Кузьмин также считает, что для обмена опытом совершенно не обязательны массовые командировки педагогов из ОАЭ в Россию и наоборот: коллеги могут обмениваться опытом, используя современные технологии. Например, удачно в этом плане работает формат видеоконференций.

Итогом участия в саммите стала договоренность том, что эксперты из ОАЭ приедут в столицу для более близкого знакомства с российским учебным процессом.

Визит состоится в рамках форума «Город образования», который пройдет осенью 2019 года в Москве.

В свою очередь команду из столицы России пригласили принять участие в деловой программе форума Innovative Arabia и в деловой программе выставки EXPO 2020 в Дубае.

Всемирный саммит AQDAR

Арабская сторона сделала запрос на посещение московских школ для детального ознакомления с системой прохода и питания «Москвенок» и на возможность адаптации проекта «Московская электронная школа» на арабский язык.

Высокое качество московского образования отметил советник министра образования ОАЭ доктор Фейзил Мохаммед Аль-Бекери. Он также выразил надежду на сотрудничество в рамках форума «Город образования» в 2019 году.

Председатель Index Holding, основной партнер и организатор Всемирного саммита AQDAR Абдул Салам Аль Мадани заявил, что инновационные проекты, реализованные в столичных учебных заведениях, позитивно меняют будущее образовательных траекторий, и он надеется на расширение сотрудничества в сфере образования с Москвой, а также на обмен опытом.

— Очень приятно, что те шаги, которые мы делаем на протяжении восьми лет, вызывают такой резонанс и интерес у наших коллег. Это еще одно подтверждение тому, что мы движемся в правильном направлении. Такая кооперация и синергия с иностранными экспертами должна продолжаться, — так подвел итоги визита в ОАЭ Павел Кузьмин.

Напомним, что форум «Город образования» — это международная площадка по обмену опытом развития основного, дополнительного, профессионального и предпрофессионального образования, демонстрации современных образовательных технологий, электронных ресурсов, программных решений, компьютерной техники и учебного оборудования.

Форум Город Образования

Министерство образования ОАЭ взяло на себя организацию крупной экспозиции на форуме и трек деловой программы с приглашением мировых спикеров.

На вопрос журналистов, будет ли Московский центр качества образования экспортировать свои удачные наработки и востребованные программы в другие страны, Павел Кузьмин ответил, что пока его организация не ставила своей задачей коммерческую деятельность.

В настоящее время с всеми идеями Московский центр качества образования делится бесплатно — как с российскими, так и с зарубежными коллегами.

Московский центр качества образования

Неоднократно во время каникул Центр посещали делегации школьников с учителями из других городов, а также из Болгарии и Италии. Кроме Также Павел Кузьмин рассказал, что виртуальная диагностика скоро будет доступна и по другим учебным предметам.

— Сейчас мы работаем над диагностиками виртуальной реальности по ОБЖ, и многие ситуации можно реально учить предотвращать в виртуальной или дополненной реальности — все это возможно, это полезно.

Это не подменяет важности базовых навыков, любые компетенции XXI века формируются на основе важнейших предметных знаний и базовых навыков.

Руководитель МЦКО Павел Кузьмин отметил также, что у резкого возрастания качества московского образования и создание системы, у которой пока нет аналогов в мире дало и свой «обратный эффект»:

«Не так много выставок, которые интересны нам, где мы можем почерпнуть что-то новое». Тем не менее он отметил, что у европейских коллег можно поучиться навыкам развития у детей креативного мышления.