Они были новаторами

Во все времена были учителя, которые заметно отличались от остальных. Они искренне любили детей и создавали свои образовательные системы. Они учились воспитывать и учить детей так, чтобы те создавали будущее.

Несмотря на научно-технический прогресс и электронные образовательные технологии, мы до сих пор пользуемся открытиями великих педагогов. Они знали секреты обучения, которые не изменились даже через века.

В XVII веке чешский педагог Ян Коменский доказал: «У ребенка надо пробудить интерес к учебе, используя чувства, разум и веру».

Француз Жан-Жак Руссо основой воспитания считал свободное развитие. В начале XX века благодаря педагогам-новаторам эти идеи нашли массовое воплощение, а традиционная школа повернулась лицом к ребенку и прислушалась к его мнению.

Что принесет нам XXI век? Вспомним историю.

1Герберт Спенсер: «Ребенок должен сам управлять собой, а не попадать под управление других»

Герберт Спенсер

Герберт Спенсер (1820–1903) — английский ученый-эволюционист. Критиковал книжное образование и механическую зубрежку.

«Образование должно приносить практическую пользу, — писал он, — обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка».

От условий жизни ребенка и влияния, оказанного на него в детстве, зависит, каким человеком он вырастет.

Спенсер говорил о необходимости «развивать всего человека». Сторонник нравственного воспитания, применял принцип естественных последствий.

Дети на своем опыте должны ощущать, к чему ведут их поступки. Поскольку хороший поступок приносит радость, а плохой приводит к неприятностям, нравственный человек стремится к хорошим поступкам и избегает дурных.

Такой подход развивает внутреннюю дисциплину и формирует характер ребенка. Педагогическая цель Спенсера — создать такую личность, которая будет управлять собой, а не такую, которой будут управлять другие.

«Правильная деятельность лучше всего обеспечивается в жизни, когда познаются дурные и хорошие последствия поступков, а не тогда, когда принимают их на веру с чужих слов» — Г. Спенсер.

2Эллен Кей: Ребенку нужно помочь раскрыться!

Эллен Кей

Эллен Кей (1849–1926) — шведская общественная деятельница, активистка движения за права женщин, охрану материнства и детства. Сторонник свободного воспитания, автор книги «Век ребенка» (1899).

Эллен Кей считала, что изменения в мировоззрении человека приводят к изменениям в обществе. Ребенку необходим мир, в котором он сможет свободно развиваться. Нужно предоставить природе ребенка «спокойно и медленно помогать самой себе».

Лозунг «Жить ради детей» Кей заменила новым: «Дайте жить детям».

Педагогика, по ее мнению, должна не подстраивать ребенка под окружающий мир, а помогать ему раскрываться. Свободная личность будет отстаивать свои права и идеалы, встречаясь со злом и несправедливостью. Это направление педагогики опиралось на теорию Льва Толстого о свободном образовании.

«Взрослый человек сошел бы с ума, если бы какой-нибудь шутник-титан вздумал в течение одного только дня так общаться с ним, как он целые годы обращался со своим ребенком», — Э. Кей

3Джон Дьюи: Учить решению проблем нужно с детства

Джон Дьюи

Джон Дьюи (1859–1952) — американский философ, социолог, психолог.

Основоположник прагматизма. Автор книги «Школа и общество» (1899). Основная идея: «Ребенок является центром педагогической вселенной, и все средства образования должны вращаться вокруг него».

Идеи Дьюи вдохновляли первых советских педагогов, создавших в 1920-е годы единую трудовую школу.

В 2000 году был издан полный перевод труда Дьюи «Демократия и общество» (1936). Дьюи предлагал превратить школу в модель демократического общества. Рассматривал образование не как подготовку к взрослой жизни, а как саму жизнь. Для этого школьную жизнь нужно приблизить к повседневной.

Образование по Дьюи — не ограничение, налагаемое на ребенка, а содействие его развитию. В обычной школе ребенок получает знания, а потом учится их применять. У Дьюи ребенок, сталкиваясь с проблемами, решает их, получая нужные знания и навыки.

Педагогическая программа строится, исходя из интересов, способностей, потребностей и уровня развития ученика. Цель — научить ребенка самоконтролю, создавая ситуации, которые требуют активного действия.

«Мышление — единственный метод обучения, который можно назвать по-настоящему умным, так как он использует и обогащает ум», — Д. Дьюи

4Рудольф Штайнер: Детей не нужно торопить взрослеть

Рудольф Штайнер

Рудольф Штайнер (1861–1925) — австрийский философ, эзотерик, реформатор и архитектор.

Поддерживал независимость образовательных учреждений от государственного контроля, создатель Вальдорфской школы, автор книги «Образование ребенка» (1907).

Основные принципы: стремление не к знаниям, а к истине; «неопережение» развития ребенка. Учебный материал подается эпохами.

День разделен на три части: духовный (активное мышление), душевный (обучение музыке и танцу), креативный (лепка, рисование, шитье). Учебный материал дается с учетом соответствия развития ребенка и развития исторического общества. крепостями.

Основной метод — «душевная экономия». Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую он может освоить без внутреннего сопротивления организма.

«Я понял, что воспитание и преподавание должны стать искусством, основанным на подлинном познании человека», — Р. Штайнер

5Мария Монтессори: Не мешать ребенку взрослеть

Мария Монтессори

Мария Монтессори (1870–1952) — педагог, первая в Италии женщина-врач. Автор книги «Метод научной педагогики, применяемой в домах ребенка» (1909), «Впитывающий разум ребенка» (1949).

Основная идея: ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самовоспитании.

Монтессори отвергла авторитарный подход и создала педагогическую среду, которая соответствует потребностям ребенка и поддерживает его активность. Она требовала предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в свободном выборе, в интересном для него занятии.

По ее мнению, дисциплина — это активность ребенка, который делает то, что ему нужно. При этом педагог помогает ребенку, а не навязывает ему факты, мысли и слова.

Воспитание по Монтессори призвано развивать волю ребенка, которая является важнейшим условием становления личности. Основной девиз метода Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

«Свобода — это уникальное средство максимально развить личность, характер, ум и чувства ребенка», — М. Монтессори

6Генрих Шаррельман: Учить нужно, опираясь на эмоции и чувства

Генрих Шаррельман

Генрих Шаррельман (1871–1940) — немецкий педагог, противник традиционного образования. Автор книги «Трудовая школа» (1909).

Основная идея: обучение должно идти навстречу ребенку, позволяя ему самому исправлять свои заблуждения и ошибки.

Шаррельман видел школу как трудовое сообщество детей, которые под руководством учителя ставят цели и пытаются их достичь. Противник программы и планирования, сторонник эпизодического изложения. Ученики усваивают материал, задавая вопросы. Направление уроку дает детское любопытство.

Учитель следует за спонтанно возникающими интересами детей, давая им знания необходимые здесь и сейчас. Шаррельман обращается не к уму, а к сердцу ребенка, развивая его эмоциональное и эстетическое восприятие.

«Путь от бильярда к геометрической теореме для ребенка гораздо более естественен, чем, наоборот, путь от теоремы к бильярду. Поэтому и по тысяче других причин — свобода метода для учителя и свобода выбора материала для ребенка», — Г. Шаррельман

7Януш Корчак: Главное — любить детей

Януш Корчак

Януш Корчак (1879–1942) — врач, детский писатель, польский педагог.

Корчак делил общество на два класса — угнетенных детей и угнетателей взрослых. Он верил в абсолютную ценность детства, отстаивал права детей, защищал их интересы.

Его самая известная книга для взрослых — «Как любить ребенка» (1918).

Основная идея — нельзя воспитывать ребенка без участия самого ребенка.

Дети имеют права. Они могут требовать внимательного отношения к своим проблемам, иметь мнение и свободно его высказывать, организовать свою жизнь, использовать достоинства, скрывать недостатки. Права на протест, на ошибку, тайну, собственность, игру.

Книга «Право ребенка на уважение», написанная Корчаком в 1929 году, стала манифестом гуманистической педагогики. В 1942 году отказался покинуть своих учеников, воспитанников Дома сирот, и вместе в ними вошел в газовую камеру концлагеря Треблинка.

«Мы играем с детьми краплеными картами; слабости детского возраста бьем тузами достоинств взрослых. Шулеры, мы так подтасовываем карты, чтобы самому плохому в детях противопоставить то, что в нас хорошо и ценно», — Я. Корчак.