Школьники и студенты уходят учиться в интернет

Представлены результаты всероссийского социологического исследования «Восприятие онлайн-обучения в РФ», проведенного в рамках реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ».

Онлайн образование

К онлайну готовы!

Согласно результатам соцопроса, все целевые группы — студенты высших и средних образовательных организаций, преподаватели вузов и колледжей, а также бизнес-сообщество позитивно относятся к внедрению элементов онлайн-обучения в образовательный процесс.

Онлайн образование

Согласно данным исследования, проведенного оператором ВЦИОМ по организации и проведению исследований в области брендинга и репутации, в среднем 87% студентов вузов и СПО, а также 76% преподавателей позитивно относятся к цифровым технологиям, позволяющим удаленно проходить обучение и тестирование.

При этом 62% студентов и 74% преподавателей слышали об образовательном портале-агрегаторе онлайн-курсов, созданном в рамках приоритетного проекта «СЦОС в РФ» (online.edu.ru), или проходили курсы на нём.

Визуализация знаний — новый тренд образования

«В условиях цифровой экономики, когда страна ориентирована на новый технологический виток, нет, наверное, ни одной образовательной программы, где не нашли бы применения цифровые технологии и развитие IT-навыков у обучающихся.

Марина Боровская
Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Боровская

Это обязательное условие для подготовки любого специалиста. Например, визуализация — это канал, который нами до сих пор использовался условно, но в последние несколько лет мы стали активно внедрять его в процесс обучения.

За счет визуализации процент остаточных знаний — тех, которые сохранились у студентов после успешного завершения всей программы обучения, составляет 92%, — подчеркнула заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Боровская.

Наша задача, в первую очередь, сохранить те знания, которые являются основой российского образования — фундаментальные.

Но сегодня пользуются большим спросом еще и прикладные знания, которые востребованы на конкретном производстве или в бизнесе. Мы, безусловно, должны отреагировать на запрос, который сложился в обществе, с помощью системного повышения качества онлайн-обучения.

Онлайн образование

В данном исследовании мы видим оценку количественного состояния процесса внедрения цифровых образовательных инструментов. В будущем мы будем просить наших партнеров-экспертов заняться также качественной оценкой результатов реализации этих проектов».

Он-лайн курсы повышают квалификацию преподавателей

Как свидетельствуют данные исследования, у 77% опрошенных преподавателей вузов и у 49% преподавателей колледжей имеется опыт участия в разработке онлайн-курсов или их составляющих.

Александр Волков
Председатель Координационного совета Региональных центров компетенций в области онлайн-обучения Александр Волков

«Результаты исследования продемонстрировали нам, что работа, поведенная за время реализации приоритетного проекта „СЦОС в РФ“, дала нужный результат. В первую очередь, речь идет, безусловно, о повышении квалификации сотрудников образовательных организаций всех уровней.

Например, наш Поволжский региональный центр компетенций в области онлайн-обучения за неполный год обучил более тысячи преподавателей. Это говорит о высокой степени проникновения передового опыта внедрения методов онлайн-обучения. Ведь повышение квалификации в этой области во многом строится на раскрытии успешных кейсов от лучших экспертов-практиков», — рассказал председатель Координационного совета Региональных центров компетенций в области онлайн-обучения Александр Волков.

Пресс-конференция в МИА Россия сегодня
Пресс-конференция в МИА Россия сегодня

«Второе, что очень важно, начался процесс генерации онлайн-курсов выпускниками РЦКОО. Приведу такой пример: за неполный год в нашем Центре прошли обучение порядка 90 сотрудников Мордовского госуниверситета им. Огарева, ими создано шесть онлайн-курсов, доступных посредством ресурса „одного окна“, более трех тысяч студентов вуза используют онлайн-курсы для освоения образовательной программы в рамках смешанного обучения».

Бизнес не боится он-лайн студентов

Высок уровень доверия к онлайн-обучению и со стороны представителей бизнеса. Так, 73% опрошенных представителей компаний-работодателей положительно относятся к включению онлайн-технологий в образовательный процесс.

68% участвовавших в исследовании согласны с тем, что развитие онлайн-образования — одно из ключевых условий решения задачи по модернизации профессионального образования.

Сергей Марданов
Сергей Марданов директор по связям с университетами в Mail.Ru Group

«Очень интересные результаты исследования, которые подтверждают наши наблюдения. У нас много онлайн-курсов, размещенных на платформе GeekBrains, которая также подключена к ресурсу „одного окна“.

Мы видим, что интерес к онлайн-обучению со стороны студентов и представителей старших поколений повышается, а само оно уже нормально воспринимается обществом, — рассказал Сергей Марданов, директор по связям с университетами в Mail.Ru Group.

— Добавлю, как представитель работодателей, нам онлайн-курсы интересны тем, что они реагируют на изменения гораздо быстрее, чем традиционное образование.

С учетом того, что экономика и технологии быстро развиваются, никто не знает, какие специальности могут потребоваться уже через пять лет. Но если разработка, апробация и утверждение образовательной программы может занять годы, то создание онлайн-курса — несколько месяцев.

Пресс-конференция в МИА Россия сегодня
Пресс-конференция в МИА Россия сегодня

При этом можно тут же получить отклик от студентов и улучшить контент. То есть, максимум через полгода получается качественный продукт, который можно масштабировать на огромное количество слушателей».

Онлайн-курсы важны и с точки зрения продвижения бренда компании-работодателя среди студентов. „Учись у лидеров и приходи к лидерам работать“ — это сообщение очень важно для нас.

По данным глубинных интервью, проведенных в рамках исследования, представители работодателей отмечают массу достоинств, которые открывает перед ними и их сотрудниками онлайн-обучение.

Онлайн образование

Наиболее часто компаниями упоминалось возможность одномоментного оперативного обучения большого количества сотрудников и возможность для компаний экономить средства путем обучения сотрудников без отрыва от работы.

Бизнес также привлекает перспектива уменьшить дефицит кадров, благодаря большей доступности онлайн-образования.


Что такое образовательный портал-агрегатор «Современная образовательная среда в РФ»

Информационное общество с каждым годом растет. На сегодняшний день существует большое количество платформ для онлайн-обучения и получения подтвержденных сертификатов, но, к сожалению, существующее многообразие курсов нигде не централизовано.

Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации

Как правило, онлайн-курсы размещаются непосредственно на площадке образовательной организации, которая реализует и поддерживает их, и слушателю, не являющемуся обучающимся данной организации, недоступен представленный перечень онлайн-курсов.

Для решения этой проблемы инициирован приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», основной идеей которого является предоставление доступа к онлайн-курсам, разработанным и реализуемым разными организациями на разных платформах онлайн-обучения, всем категориям граждан и образовательным организациям всех уровней образования.

Портал позволяет решать следующие задачи:

  • осуществление единой аутентификации с использованием «Единой системы идентификации и аутентификации» (Технология единой аутентификации предоставляет возможность использовать единый вход на Портал, в информационные системы образовательных организаций и на различные платформы онлайн-обучения);
  • поиск онлайн-курсов в Реестре онлайн-курсов, являющемся агрегатором онлайн-курсов разным платформ (Подсистема «Реестр онлайн-курсов» собирает и отображает актуальную информацию об онлайн-курсах, размещенных на различных платформах онлайн-обучения, их основные свойства и параметры (название и описание онлайн-курса, ссылку на платформу обучения, где расположен данный курс и список формируемых компетенций));
  • проведение оценки качества онлайн-курсов (Данная подсистема позволяет осуществить сбор и хранение оценок качественных, одобренных экспертами и слушателями онлайн-курсов);
  • осуществление рейтингования онлайн-курсов (Для обеспечения корректного расчета и отображения значений рейтинга используется алгоритм сопоставления компетенций и результатов обучения, модули визуализации рейтингов онлайн-курсов, а также хранение истории рейтингов с целью обеспечения целостности данных в любой момент времени);
  • формирование цифровых портфолио слушателей и признание результатов онлайн-обучения образовательными организациями и работодателями (Цифровое портфолио предназначается для сбора, хранения и передачи результатов прохождения слушателями онлайн-курсов).

5 иностранных бесплатных ресурсов для образования

1Academic Earth


https://academicearth.org/
Сайт с лекциями лучших университетов мира, в частности, MIT, Гарвардского, Принстонского, Стэнфордского, Йельского университетов и других.

2EdX


https://www.edx.org/
Совместный некоммерческий продукт MIT (Массачусетского технологического института), университета Гарварда и университета Беркли. Целью проекта EDX является создание для дистанционного образования открытой и свободной платформы для бесплатного обучения всех желающих.

Данный проект содержит онлайн курсы, содержание которых соответствует самому высокому университетскому уровню и рассчитан на международную аудиторию.

3TED


https://www.ted.com/topics
TED (аббревиатура от англ. technology, entertainment, design; технологии, развлечения, дизайн) — американский частный некоммерческий фонд, известный своими ежегодными конференциями.

Миссия конференций состоит в распространении уникальных идей («ideas worth spreading»), избранные лекции доступны на веб-сайте конференции. Темы лекций разнообразны: наука, искусство, дизайн, политика, культура, бизнес, глобальные проблемы, технологии и развлечения.

4Coursera


https://www.coursera.org/
Один из самых популярных проектов в сфере массового онлайн-образования, основанный профессорами информатики Стэнфордского университета Эндрю Ыном и Дафной Коллер. В его рамках существует проект по публикации образовательных материалов в интернете в виде набора онлайн-курсов.

Проект сотрудничает с университетами, которые публикуют и ведут в системе курсы по различным отраслям знаний. Слушатели проходят курсы, общаются с сокурсниками, сдают тесты и экзамены непосредственно на сайте Coursera, также распространяется официальное мобильное приложение для iPhone и Android. В Coursera зарегистрировано более 24 млн пользователей и более 2000 курсов и 160 специализаций от 149 образовательных учреждений.

5Khan Academy


https://ru.khanacademy.org/
Некоммерческая образовательная организация, созданная в 2006 году выпускником MIT и Гарварда Салманом Ханом. Цель академии — «предоставление высококачественного образования каждому, всюду».

Сайт академии предоставляет доступ к коллекции из более чем 4200 бесплатных микролекций по математике, истории, здравоохранению и медицине, финансам, физике, химии, биологии, астрономии, экономике, космологии, органической химии, основам американской гражданственности, истории искусства, макро- и микроэкономике, компьютерным наукам.