Как прокачать софт-скилы у детей?

На форумах и конференциях, посвященных вопросам образования, в последние десять лет много говорят о навыках, которые необходимо развивать в детях в образовательном процессе.

Софт-скилз

Определенно, образовательные и воспитательные программы должны выстраиваться вокруг знаний, умений и навыков, которые помогут ребенку в будущем выбрать профессиональную сферу, реализовать свои возможность и состояться как личность.

Специалисты в области науки об образовании выделяют две группы навыков.

«Hard skills» — это технические способности или наборы навыков, которые легко определить количественно и которые можно наглядно продемонстрировать. Как правило, это те оцениваемые знания и умения, которые чаще всего обучающиеся демонстрируют на уроках.

Soft skills («мягкие» навыки) — набор стандартных социальных умений. Под «гибкими» навыками понимают обучаемость, стрессоустойчивость, активность, лидерство, общительность, умение работать в команде и планировать собственное время. «Мягкие навыки» универсальны, они необходимы не только для работы, но и в повседневной жизни.

О необходимости развивать «личностные» навыки президент РФ Владимир Путин говорил на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи:

«Сегодняшнее образование становится совершенно другим, как и технологии. Во-первых, совершенно очевидно, что конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими видами мышления, когда человек вырабатывает для себя целый маршрут по жизни приобретения новых и новых знаний».

Общество научных исследований имени Макса Планка в проведенном исследовании выделило четыре основные категории soft skills.

1Личностные навыки, которые развиваются в индивидуальных и командных проектах

Работая самостоятельно, обучающиеся прививают себе чувство ответственности, осознают собственную мотивацию, становятся уверенными в себе. При совместной работе ученики стремятся к большим достижениям: здесь срабатывает чувство конкуренции.

Как развивать?

Объявите конкурс на лучшее сочинение — и каждая из работ будет достойной. Проведите игру «Что? Где? Когда?» — и каждый ученик проявит себя как личность.

2Навыки межличностного общения развивает учёба

«Каждый день обучающиеся общаются с людьми разных возрастов, учатся принимать чужую точку зрения. Молодые люди учатся распределять задачи между собой, организовывать время, искать и структурировать информацию, выступать на публике».

Как развивать?

Предлагайте детям всевозможные проектные задания. Особенно эффективны те, в которых ученикам необходимо входить в различные группы, работая «в поле», добиваясь результатов в практической работе.

3Стремление к успеху, которые формируется за счёт самоотдачи ученика, его личной мотивации

Как развивать?

Лучший пример такой работы — образец для подражания, изучение биографий авторитетов. Покажите обучающемся то, чего они может добиться, на примере известных личностей (Уолта Диснея, Стивена Хокинга, Винсента Ван Гога, Джоан Роулинг). Это нацелит ребёнка на то, что его интересует.

4Выносливость и стрессоустойчивость формируются с помощью системы дедлайнов

Как ни странно, но умение делать все в последний момент, которое тренируется в игровой форме, поможет с легкостью справляться с внеплановыми заданиями в реальной жизни.

Как развивать?

Чаще практикуйте внеплановые задания с крайним сроком сдачи. Так бывает и в реальной жизни, некоторые планируют время и сделают работу за несколько дней до дедлайна, а некоторые проработают всё за час до сдачи. Итог один: работы сдадут, но если создать ситуацию искусственно — тренировка soft skills будет эффективнее.