Московские идеи вошли в сто лучших инновационных проектов мирового образования

Два проекта московского образования вошли в сотню лучших образовательных проектов в мире.

МЭШ

В ноябре 2018 года в Хельсинки проходило одно из крупнейших образовательных событий HundrED Innovation Summit. Саммит направлен на помощь молодому поколению в развитии с помощью образовательных инновационных практик. Отбор участников саммита проходил в течение года.

МЭШ

В жюри HundrED входят 72 эксперта из разных стран мира. Именно они оценивают проекты, а затем представляют выбранные проекты мировому образовательному сообществу.

Два проекта Москвы — «Московская электронная школа» и «Медицинский класс в московской школе» вошли в сотню лучших мировых инновационных практик.

МЭШ выходит на мировой уровень

Проект «Московская электронная школа» начали реализовывать в Москве два года назад. Формирование единой электронной среды предполагало подключение образовательных организаций к высокоскоростному интернету, локальным сетям через Wi-Fi, обеспечение школ серверами, установку интерактивных панелей в классах, обеспечение ноутбуками учителей.

МЭШ

С сентября 2016 года в пилотном проекте «Московская электронная школа» приняли участие шесть образовательных комплексов Москвы. Учебники заменили планшетами, а бумажные дневники — электронными. Сегодня все школы столицы имеют возможность работать и учиться с использованием ресурсов МЭШ.

Мария Тюляева
Мария Тюляева, учитель английского языка

На саммите в Хельсинки проект представляла учитель английского языка школы 1253 Марина Тюляева.

«У наших коллег на саммите вызвало особое удивление то обстоятельство, что любой учитель может опубликовать свой сценарий урока в общей базе, — рассказывает Марина Тюляева. — В других странах возможность публикации уроков есть у довольно закрытой группы учителей, своеобразной педагогической элиты. А кроме этого, зарубежные коллеги очень удивлялись, что при таком богатстве и разнообразии библиотеки МЭШ, в которой есть все учебники, сценарии уроков и многое другое — всё это бесплатно!».

МЭШ

Напомним, в августе этого года министр просвещения Ольга Васильева высоко оценила достижения московского образования и заявила, что на основе МЭШ будет создаваться контентное наполнение всероссийского проекта «Российская электронная школа» (РЭШ). А теперь еще и зарубежные коллеги обратили пристальное внимание на инновацию московской образовательной системы.

МЭШ

МЭШ сокращает время на подготовку уроков, поиск информации и ее проверку. Уже сейчас в Библиотеку МЭШ загружено более 360 тысяч сценариев уроков, из них в общем доступе — более 23 тысяч уроков.

Будущие врачи учатся в московской школе

«Во многих странах профессионалы очень заинтересованы в том, чтобы в медицинскую профессию приходили мотивированные молодые люди, — рассказывает Татьяна Иренкова, директор школы 2036, представляющая „московские медицинские классы“ на международном саммите.

Медицинский класс
Медицинский класс

— Наш проект очень эффективно решает эту проблему за счет того, что ребята получают достаточно качественные знания, умения и навыки, и у них есть возможность „погрузиться“ в профессию».

Сегодня в проекте «Медицинский класс» принимают участие 70 образовательных организаций Москвы, 40 образовательных организаций являются кандидатами на вступление в проект, кроме этого, в проекте работают два ведущих медицинских вуза, университет имени Пирогова и университет имени Сеченова, также в проекте участвуют различные исследовательские лаборатории, поликлиники, больницы.

Татьяна Иренкова
Татьяна Иренкова, директор школы 2036

«Мои зарубежные коллеги были удивлены, что у наших ребят есть возможность за два года обучения в „медицинском классе“ осознать правильный ли выбор профессии они сделали, — рассказывает Татьяна Иренкова, — а у московских вузов есть возможность принимать на обучение студентов, у которых уже есть серьезная теоретическая подготовка и практические знания. Все школы проекта сегодня оснащены новейшим медицинским оборудованием, которое помогает ребятам освоить начальные навыки профессии».

Медицинский класс
Медицинский класс

У ребят, участников проекта, есть возможность успешно сдать предпрофессиональный экзамен, причем не только для того, чтобы оценить качество обучения, но и для того, чтобы получить дополнительные баллы при поступлении в вузы-партнеры проекта.

В прошлом году 80% ребят получили дополнительные баллы, а 95% ребят стали студентами московских медицинских вузов.

«С самого начала проекта в 2016 году мы решили, что необходимо не только детям дать дополнительные знания по химии и биологии, но и подготовить педагогов, дать представление, куда движется медицинская наука. И это дало свои плоды, мы увеличили экзаменационный балл — рассказывает проректор Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Татьяна Литвинова.

Медицинский класс
Медицинский класс

— Кроме этого появилась необходимость встраивать ребят в университетскую систему, в которой есть обязательная аттестация по окончании изучения какого-либо раздела.

Это привело нас к созданию предпрофессионального экзамена, по результатам которого учащиеся получают дополнительные баллы для поступления в университет.

Мы расценивали это как поддерживающую меру для ребят. Экзамен — практикоориентированный, мы принесли симуляторы и тренажеры, сказали детям:

„Ничего не надо рассказывать, покажите, что вы умеете!“

Медицинский класс
Медицинский класс

Особенно интересным новшеством для обучающихся в медицинских классах стала конференция „Старт в медицину“. Эта замечательная площадка для тех, кто увлечен наукой и еще не школьной скамье выполняет проектные работы.

За подобную научную работу юные медики также получают дополнительные баллы к поступлению в вузы. Конференция „Старт в медицину“ приобрела уже общероссийские масштабы, в ней участвуют школьники из других городов.

Медицинский класс
Медицинский класс

Результаты нашей работы таковы. В 2018 году в наш университет поступило 2500, из них 2225 ребят — жители города Москвы. Из московских абитуриентов на „бюджет“ поступило 774 человека, из них 90 — это выпускники „медицинских классов“.

Мы сотрудничаем с другими вузами страны, поскольку все заинтересованы в том, чтобы ребенок был хорошо подготовлен и профессионально ориентирован».

Саку Туоминен, основатель и креативный директор проекта HundrED:

В Москве должны гордиться образовательными инновациями!

Миссия нашей организации — помочь изменениям в школе. У нас есть ощущение, что мир меняется быстрее, чем когда либо, и все мы знаем, что навыки, необходимые для профессии будущего в 2020 — 2030 годах будут меняться.

Именно по этой причине школы тоже должны меняться. Каким образом мы пытаемся способствовать этим изменениям? Мы стараемся определить и способствовать распространению наилучших, новейших образовательных методов и подходов, которые появляются в мире.

У нас есть хорошая новость — наш мир полон инноваций. Но есть и плохая — она заключается в том, что никто не знает о них.

Саку Туоминен
Саку Туоминен

Разработчики делают все, чтобы о них узнали, но это не всегда получается. Москва — это хороший пример. Чем чаще я посещаю Москву, тем больше убеждаюсь, что во всех московских школах происходят удивительные вещи. Но, к сожалению, например, в Швеции, в США или в Австралии очень мало знают о тех инновациях, которые происходят в Москве.

Мы ежегодно отбираем сто инноваций и объявляем о них на саммите HundrEd. На последнем саммите в Хельсинки было представлено около 250 инноваторов высокого уровня из 39 стран.

Все они делились историями своего успеха и рассказывали о том, что работает в их стране. Они помогают распространять эти нововведения.

При отборе лучшей сотни инноваций мы руководствуемся тремя критериями.

  • Первый — все нововведения должны быть новаторскими, приносить что-то новое, ценное для образования.
  • Второй критерий — влияние. Должны быть доказательства, что представленные инновации действительно работают.
  • Третий — масштабируемость. Этот критерий означает, что инновации должны работать по крайней мере в других странах и на других континентах.

На глобальном саммите в этом году мы выбрали две инновации из Москвы. Это «Московская электронная школа» и «Медицинский класс в московской школе». Эти два новшества решают важные проблемы, с которыми сталкиваются большинство стран.

Существует много платформ для электронных школ, которые содержат значительное количество материалов, созданных учителями. Но эти платформы не предназначены для совместной деятельности учителей или школ.

МЭШ — действительно простое качественное решение проблемы, с которой сталкиваются большинство городов и стран.

Мы много говорим, как преодолеть разрыв между средней и начальной школой, между университетами и работодателем, как повысить уровень взаимодействия между университетом и школой. Эти проблемы как раз и призван решить проект «Медицинский класс в московской школе».

Я думаю, что оба этих инновационных проекта могут быть реализованы в любой стране мира. Мы пытаемся продвигать эти инновации в мире, насколько это возможно.

За последние 3-4 года я посетил более 50 образовательных мероприятий на всех континентах. Должен сказать, что я действительно впечатлен тем, что происходит сейчас в московском образовании.

И я с легкостью предвижу, что Москва станет одной из лидирующих столиц в образовании в течение 5-10 лет. Да она и уже является таковой!

Какие ключевые аспекты я пытаюсь выделить в успехе Москвы? Прежде всего — длительная традиция высококачественного образования. Вы пытаетесь произвести изменения во всех школах, а не только в лучших.

Вы действительно амбициозны, у вас огромное количество ресурсов. Поражает и та энергия, с которой вы проводите в жизнь эти изменения. Сам процесс внедрения инноваций очень качественный.

Очень жаль, что так мало людей знают о тех замечательных вещах, которые ежедневно происходят в московских школах.

Мы в HundrEd стараемся продвигать их на мировом уровне, и все в Москве должны гордиться тем, что происходит в московских школах. Вы делаете отличную работу!