Какими навыками должны обладать выпускники через 10 лет?

Ответы на этот вопрос ищут участники Форума «Город образования».

Форум Город образования

В рамках Московского международного форума «Город образования», состоялась Международная конференция «Образование в современном мире: вызовы, оценка, решения».

На конференции руководители органов управления образования и эксперты ведущих исследовательских организаций в сфере образования обсудили опыт модернизации систем образования в различных странах для соответствия современным требованиям.

«Важно, чтобы выделялись средства на систему образования. Но не всё и всегда решают средства. Важны ещё те условия и те основы, что есть в системе образования, — отметил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов. — Это прежде всего стандарты, единые требования к содержанию образования по предметам, требования к условиям обучения, качественные, выверенные учебники и учебные пособия».

Андреас Шляйхер

В рамках дискуссии обсуждались вопросы, какими навыками и компетенциями должны обладать выпускники через 10-15 лет. По мнению Сергея Кравцова, это «фундаментальные знания и использование фундаментальных знаний в практике, о чём говорит исследование PISA. Но ещё очень важно, и об этом нельзя забывать, — те компетенции и навыки, которые лежат в воспитательной работе, так называемые социально-эмоциональные компетенции. Они сегодня очень актуальны и очень востребованы».

Руководитель Департамента образования и навыков OECD Андреас Шляйхер подробно остановился на проблеме возросшего объёма информации и постоянных изменений механизмов получения информации.

Он отметил, что «сейчас вы идёте в Яндекс, Google и ищете там ответы на свои вопросы. И никто не может вам сказать, что правильно и неправильно сделать. Просто сейчас конструктивные знания, другая система построения знаний».

«Исследования нейропсихологии, исследования мозга показали, что надо несколько менять подходы к обучению. Есть много важных предметов, и в то же время надо фокусироваться на междисциплинарном обучении, — подчеркнул Андреас Шляйхер. — В прошлом каждый учитель вёл отдельный предмет, но сейчас нужна интеграция».

Андреас Шляйхер

В связи с этим возникает много вопросов к системе образования, в первую очередь связанных с тем, как изменить образовательную среду, как разработать новые стандарты обучения, как изменить программы подготовки учителей.

Исполнительный директор IEA Дирк Хастедт поделился с участниками дискуссии результатами международных исследований, нацеленных на выявление особенностей организации учебного процесса, которые позитивно отражаются на результатах освоения образовательных программ.

Одним из таких факторов выступает доброжелательная образовательная среда и учебный процесс.

«Возможность обсуждать, давать ученикам возможность высказывать свои мнения, доверять им, — это всё имеет большое значение для тех результатов, которые они достигнут», — сообщил Дирк Хастедт.

Он отметил, что «открытые классы, доброжелательная атмосфера, где ученики стимулируются к обсуждению», повышают уровень доверия в образовательном процессе.

Сергей Кравцов обратил внимание участников дискуссии и аудитории на один из важных результатов исследований IEA, который говорит об инерционности систем образования.

«Те усилия, которые делаются в образовании, они видны не сразу. 5-10 лет — срок, когда можно оценить эффективность того или иного решения, тех или иных усилий», — отметил глава Рособрнадзора. Поэтому результаты тех преобразований, который происходят в образовании сейчас, также будут заметны через определённое время.