Более 19 тысяч московских школьников поучаствовали в XLI Турнире имени М. В. Ломоносова

В Москве состоялся 41-й Турнир имени М. В. Ломоносова. Участниками соревнования стали более 19 тысяч учащихся московских школ.

Турнир им. М. В. Ломоносова

Состязания проводились по восьми направлениям: математике, химии, физике, биологии, астрономии и наукам о Земле, лингвистике, литературе и истории.

Московских участников принимали 95 площадок, организованных в школах и вузах города. Для школьников, находящихся на длительном лечении, а также для незрячих и слабовидящих ребят были созданы специальные условия проведения соревнования: турнир прошел в 12 больницах, задания были переведены на шрифт Брайля, а для слабовидящих школьников предоставлены увеличенные варианты.

В этом году более 500 площадок по всему миру принимали участников 41 Турнира имени М. В. Ломоносова.

Кроме Москвы в соревновании поучаствовали школьники из 65 регионов России, а также из Сербии, Монголии, Таджикистана, Казахстана, Беларуси, Китая, Кореи, Молдовы (Приднестровье), Австрии и Швейцарии. Весной для учеников 10 и 11 классов пройдет заключительный этап соревнования.

Турнир им. М. В. Ломоносова

Напомним, Турнир имени М.В. Ломоносова входит в Перечень олимпиад школьников. Победители и призеры соревнования получат право на льготы при поступлении в вузы.

История турнира

Турнир имени Ломоносова — ежегодная многопредметная олимпиада, которая включает в себя комплексные соревнования по математике, физике, химии, биологии, астрономии и науках о Земле, литературе, истории, лингвистике.

Задания олимпиады ориентированы на школьников из 6-11 классов, однако, в турнире Ломоносова могут принять участие и более младшие ученики. Обычно, конкурсы по всему списку предметов проводят в течение пяти или шести часов одновременно в разных аудиториях.

Во время Ломоносовского турнира детям, за исключением учеников 11-х классов, разрешено беспрепятственно переходить от одной аудитории к другой, самостоятельно выбирать предметы и распределять время. Школьники 11-х классов выполняют все задания в одной аудитории.

Турнир им. М. В. Ломоносова

Впервые Турнир Ломоносова был проведён в 1978 году в Москве. В настоящее время проводится ежегодно в конце сентября — начале октября в Москве и ряде других городов.

Турнир Ломоносова состоит из отдельных конкурсов по математике, математическим играм, физике, астрономии и наукам о Земле, химии, биологии, истории, лингвистике, литературе.

Победители определяются как по отдельным конкурсам, так и в «многоборье» — по сумме достижений в различных конкурсах.

С 2012 года проводится для 11-классников два тура — это необходимо по формальным причинам, чтобы ставшие победителями и призёрами, смогли воспользоваться предусмотренными законом преимуществами при поступлении в вузы.

С 2012 года также проводятся заочный и очный этапы, победа в одном не влияет на другой, и можно участвовать только в одном из них.

Турнир им. М. В. Ломоносова

Попробуйте решить задачи Ломоносовского турнира!

Задача по математике для 6-7 классов

Шарик и Матроскин надоили 10 литров молока, разлили его по двум вёдрам и понесли домой. Шарик устал и перелил часть молока из своего ведра в ведро Матроскина. От этого у Шарика молока стало втрое меньше, а у Матроскина — втрое больше. Сколько молока стало у Матроскина?

Задача по физике для 9-11 классов

Водяная ракета. Эта игрушка представляет собой легкую пластиковую «ракету», пустотелую внутри и с отверстием на нижнем конце. Ее наполняют водой (не полностью), плотно вставляют в отверстие шланг воздушного насоса, переворачивают и ставят вертикально. После этого насосом накачивают в ракету воздух. В некоторый момент давление внутри возрастает настолько, что крепление шланга не выдерживает, и он вылетает. Расширяющийся воздух выталкивает воду через отверстие (оно на этом этапе играет роль сопла), ракета взлетает.

Оцените максимальную высоту, на которую поднимается такая ракета. Для оценки можно принять ее массу равной 100 г, внутренний объем — 0, 5 л. Вода заполняет половину внутреннего объема. Разумная оценка максимального давления в ракете перед стартом — 2 атм (2 × 105 ).

Задание по химии для 9-10 классов

При действии разбавленной соляной кислоты на 10,0 г сплава двух металлов масса сплава уменьшилась на 2,3 г. При этом выделилось 1,12 л газа (н.у.). При растворении 1,0 г остатка в концентрированной азотной кислоте получено 224 мл оксида азота(IV) (объём приведен к н.у., димеризация NO2 не учитывается).

Из каких металлов состоит сплав? Определите их массовые доли (в %). Напишите уравнения упомянутых реакций, а также уравнения взаимодействия сплава с разбавленной азотной кислотой.

За правильным ответом обратитесь к своему учителю!