Что такое предпринимательская деятельность, как ее грамотно вести, какую роль она играет в экономическом развитии страны — об этом более 650 тысяч юных москвичей узнали на мероприятиях, состоявшихся 25 января на площадках школ города в рамках Дня предпринимательской культуры.
В школах столицы проходили тематические уроки, образовательные квесты, деловые игры, чемпионаты по решению бизнес-кейсов. В различные виды активностей были вовлечены ученики школ с 1 по 11 классы.
Каждая образовательная организация самостоятельно определяла виды, формы и количество занятий и мероприятий, составила собственную программу, которая учитывала круг интересов обучающихся и их возраст. В Московской электронной школе были специально подготовлены сценарии уроков, интерактивных игр, тренингов, чемпионатов бизнес-кейсов по теме предпринимательства.
Предприниматель должен быть полезным обществу
«Мы хотели показать важную роль, которую играют предприниматели в экономике города, показать социальную ответственность, которую несет бизнес, — сказал на пресс-конференции, посвященной подведению итогов Дня предпринимательской культуры заместитель руководителя Департамента образования и науки Александр Молотков.

— Сегодня в Москве более трети рабочих мест созданы предпринимательским сообществом. И именно этот сектор наиболее оперативно отвечает на запросы общества. Когда мы проводили этот своеобразный марафон, то услышали, что и ребята, которые принимали в нем участие, и предприниматели, у которых брали интервью — произносили чаще всего слова «польза» и «ответственность».
О том, что предприниматель должен развивать свои бизнес, коммерческие проекты на благо страны, говорили в этот день многие. Гостями телемарафона на МособрТВ стали известные московские бизнесмены и эта мысль звучала из первых уст.
Для организаторов акции очень важно было передать эту мысль и школьникам-участникам проекта. Вовсе не личные блага должны лежать в основе бизнеса, ведь участники бизнес-процессов, потребители продукции, сотрудники, создатели бизнесов являются гражданами страны и жителями одного города, а значит и общая деятельность должна быть нацелена на благо общества.
«Быть полезным — это наиболее важное качество для предпринимателя, — заметил Александр Молотков. — Через эту „полезность“ приходит и успех, и прибыль. Это понимание у ребят, как мне кажется, в этот день сформировалось. А помимо профессиональных навыков предпринимателям нужны и такие качества как работа в команде, анализ и критическая оценка событий и явлений, креативный подход к решению задач».
Заместитель руководителя московского Департамента образования подчеркнул, что тематические мероприятия прошли во всех школах столицы. Школы активно подхватили эту идею и даже сами проявили инициативу, предложили свои мероприятия в этот день.
Важно не отбить желание заниматься бизнесом
Одним из главных партнеров всех мероприятий Дня предпринимателя стала автономная некоммерческая организация «Россия — страна возможностей», которая известна наиболее масштабным проектов подготовки руководящего резерва страны «Лидеры России».
«Наша организация появилась чуть больше года назад. Это большая платформа, которая объединила несколько серьезных конкурсов — „Лидеры России“, „Я — профессионал“, „Управляй!“ и некоторых других, — рассказывает руководитель направления АНО „Россия — страна возможностей“ Антон Сериков.
— Мы подумали, что в основном мы работаем для взрослых управленцев и студентов, а школьники были почти не охвачены нашими проектами. Учитывая то, что идеология нашей организации строится на самореализации — а это то, о чем думают и старшеклассники — мы решили принять активное участие в днях предпринимательской культуры в Москве.

Это был хороший опыт межпроектного взаимодействия, когда представители „взрослых“ проектов стали наставниками ребятам. Школьники иногда задают такие вопросы, на которые не могут ответить и опытные современные управленцы. Та атмосфера, которая была в эти дни стоит дорогого!
Наши исследования показывают, что примерно каждый пятый школьник собирается стать предпринимателем. Но когда мы проводим такой же опрос среди студентов — то таких желающих становится значительно меньше. Мне кажется, что мы должны сделать все, чтобы не отбить желание стать предпринимателем и заняться бизнесом».
Теперь социологи организации ждут всплеска школьных и студенческих стартапов в Москве. По крайней мере, организаторы заверили, что вся атмосфера в школах и колледжах соответствовал поставленной задаче.
Полезно, когда бизнесмены рассказывают об устройстве мира
В мероприятиях Дня предпринимательской культуры активное участие приняли столичные бизнесмены, руководители коммерческих компаний, деятели общественных организаций. Это была настоящая включенность взрослых в устремления детей.
Предпринимательство — это такая сфера общественных отношений, которая устремлена в будущее. Люди бизнеса ищут новые формы и методы развития экономики, как на уровне города, так и на уровне страны.
Вице-президент Общероссийской организации «Деловая Россия», председатель общественного совета при Департаменте образования и науки города Москвы Татьяна Минеева подтвердила это:
«Мне кажется, очень хорошо, что с помощью таких мероприятий у ребят формируется правильное представление о том, что предприниматели — это не только состоятельные люди, которые хорошо отдыхают, это в первую очередь ответственные люди, они отвечают не только за себя и свою семью, но и за бизнес, за сотрудников, необходимо платить налоги, соблюдать законы и т.д.».
Татьяна Минеева рассказала, что зачастую и сама была удивлена логике детей о современной жизни:
«Разъяснение из уст предпринимателей, как вообще устроен этот мир — это очень полезно. Для нас было откровением, когда даже шестиклассники говорили: „Мы теперь поняли, зачем нужна математика! Оказывается, нужно все считать“.

И теперь они сами делают свои бизнес-планы, и презентации. И через это к ним приходит понимание, зачем нужен русский язык. Они теперь все основные предметы воспринимают совершенно по-другому.
Мы в Общественном совете очень поддерживаем такие мероприятия, примерно на треть наш совет тоже состоит из людей бизнеса, поэтому если детям будут нужны наставники, то мы с удовольствием готовы сотрудничать, чтобы усилить будущих лидеров России нашими знаниями».
В ближайшее время в «Деловой России» намерены заняться разработкой учебных встреч бизнесменов с московскими школьниками.
МЭШ в помощь начинающим бизнесменам
Директор Московской международной школы Елена Шкуренко, рассказала, что в школе уже давно обращают внимание в целом на экономическое просвещение детей:
«Мы все прекрасно понимаем, что развитие мегаполиса невозможно без развития темы предпринимательства. Например, наша школа уже четвертый год подряд является городской площадкой по развитию финансовой грамотности, и работаем мы не только с учениками, но и с родителями и педагогами.

В мероприятиях Дня предпринимательской культуры в нашей школе принимали участие и дошкольники, и старшеклассники».
Специально к этому дню в Московской электронной школе была подготовлена подборка уроков и методических материалов по экономике и предпринимательству.
«Одним из самых интересных уроков стал урок нашего учителя истории — он представлен и в МЭШ — урок по созданию собственного бизнеса. Один из десятиклассников представил интересный проект по реконструкции кинотеатра, который вполне можно превратить в социально значимый объект для всех жителей района, — говорит Елена Шкуренко.
— Еще один урок, который был очень интересен — урок по формированию семейного бюджета. Это урок прошел не только для ребят, но и для педагогов.
В активе нашей Московской международной школы уже много ученических бизнес-проектов, с которыми ребята успешно принимают участие и на научно-практических конференциях, и в конкурсах.
«В частности, наша ученица в прошлом году стала победительницей конкурса „Я — предприниматель“, — рассказывает директор школы. — Она предложила бизнес-идею по организации физкультурно-оздоровительного центра для всех жителей района».
Не остались без внимания и самые маленькие ученики, дошкольники и младшеклассники. Для них были проведены деловые игры, они решали кроссворды и ребусы, смотрели фильмы про финансовую грамотность.
«Считаю, что такие мероприятия очень важны, — подчеркнула Елена Шкуренко. — Ребята развивают и креативное мышление, и командную работу, могут попробовать себя в какой-либо профессии, пусть они ошибаются сейчас, но в дальнейшем выберут себе любимое занятие на всю жизнь. Мне кажется, что для того, чтобы такие дни проходили на высоком уровне, нашим педагогам необходимо повышать профессиональную компетентность».
Дети постоянно предлагают бизнес-идеи
Эксперты замечают, что предпринимательская культура и мышление в целом у школьников в западных странах пока развито лучше. По крайней мере, в части продвижения нас они пока обгоняют. То и дело СМИ пестрят заголовками о том, что кто-то из школьников создал новую социальную сеть или какой-то суперполезный гаджет. Но при активном подходе в области организации обучения предпринимательству, мы догоним их американских детей быстро.
«Конечно, пока мы не можем похвастаться какими-то уникальными бизнесами, в которых задействованы школьники. Многие ребята учатся в детских технопарках, кванториумах и уже готовы к прорыву. — рассказывает Елена Шкуренко.
— Есть много случаев, когда дети подают неожиданные идеи, а реализуются они, в основном, в рамках семейного бизнеса. Например, у нас девчонки придумали идею черных пельменей с чернилами каракатицы. Родители уже внедрили их производство. Другая наша ученица создала социальный проект, направленный на преображение окружающей городской среды. Это тоже результат предпринимательского мышления».
«У меня тоже есть пара историй, — поддерживает тему руководитель направления АНО „Россия — страна возможностей“ Антон Сериков.
— Как-то по работе я познакомился с девочкой. У нее был бизнес с друзьями, связанный с перепродажей. Они закупали орехи, сортировали малыми партиями и продавали.
Ну, какой же это бизнес, сказали ей, перепродавать может каждый. Девочка задумалась. В итоге они с подругами занялись другим делом — создавали основы картин на холсте, чтобы каждый мог дорисовать их кому-то в подарок.
А другой случай — про парня, который работал на праздниках Дедом Морозом. Ему тоже объяснили, что его талант по общению нужно бы превратить во что-то стоящее. И он создал тренинговый центр, куда стал приглашать бизнес-тренеров для работы с молодежью».
Успех без труда не бывает
«Даже если ребенок не пошел в бизнес, а нашел хорошую мотивацию для своего образования, для учебы — для нас это уже хороший результат мероприятия, — подчеркивает главный результат мероприятия заместитель руководителя столичного департамента Александр Молотков.
— Я бы хотел отметить вот что, у нас каждый раз, когда говорят о бизнесе и предпринимательстве, ставят в примеры истории успеха разных людей. Я бы скорректировал — нужно говорить, не только про историю успеха, а про „историю труда и успеха“.
Чтобы не возникло ложного впечатления, у детей, будто бы „я решил стать предпринимателем и завтра все будет отлично“. Это колоссальный труд, который приносит успех через пользу обществу».
Департамент сейчас активно работает над тем, как продолжить успешное дело просвещения начинающих предпринимателей-школьников. Решено, что такие тематические «дни» будут регулярными, школьники будут чаще встречаться с людьми дела, бывать на экскурсиях в коммерческих компаниях, изучать предпринимательство со всех сторон.
«Для всех межшкольных команд, победителей бизнес-квиза, совместно с организацией „Россия — страна возможностей“ мы сейчас готовим цикл семинаров, которые помогут ребятам развиваться не просто в предпринимательской деятельности, но и в целом развивать разные жизненные навыки, — рассказал Александр Молотков.
— В семинарах примут участие ведущие бизнес-тренеры России, которые дадут нужный совет и рекомендацию по разным вопросам. Помимо межшкольных команд в этот же пул победителей вошли и школьные команды, активные участники наших мероприятий. Надеюсь, что наши дела принесут пользу будущим людям дела».