Меньше уроков, больше образовательных событий!
ЕВГЕНИЙ Аминов, учитель физики. Тренды в образовании не имеют границ государства, поэтому все современные технологии работают не только в России, а во всем мире, но иногда и мы являемся «законодателями мод».
Многие мировые эксперты согласны с тем, что у нас лучшая образовательная система.
Проблема, на мой взгляд, в том, как эти знания применить. Правда, сейчас ситуация меняется, особенно у нас в Первом МОКе. Как только ребенок овладевает каким-то знанием, сразу начинает овладевать и умением, это здорово.
Помните, как было раньше — ребенок придумывает идею, пытается ее воплотить, что-то выстругивает, но поскольку он не умеет это делать, быстро охладевает и проект забрасывается. Сейчас есть возможность придумать, смоделировать и тут же отправить на печать, например, на 3D принтере.
Процесс от идеи до реализации становится многократно короче.
Мы же очень хотим перейти в другую эпоху — в информационную. И вот — пожалуйста, этот переход начинается сейчас, с образования, с овладевания новыми технологиями.
Как мы применяем такой подход на уроках? У меня есть программа «Школьный технопарк». Это продолжение стандартных школьных уроков. Ведь образование мы получаем не только за партой.
Главное — чтобы знание давало пользу.
На первое место в современной школе выходит не «урок», а «образовательное событие». Это означает, что мы можем за знанием выйти за пределы школы — в парк, на фабрику, в музей, в лабораторию. И получение знания не обязательно должно укладываться в сорок минут.
ЛЮДМИЛА Раводина, учитель химии. Я преподаю в десятых классах органическую химию. Стараюсь переходить с ними на конкретные, понятные детям темы.

В корпусе на Тихомирова, 6 у нас есть лаборатория. Мы можем там воочию наблюдать все реакции, о которых говорим на уроках. Вот выделился газ, а вот выпал осадок — если дети это видят, тогда они точно знают, как выглядит химия и начинают учиться с интересом.
Например, когда я училась, у нас не было возможности проводить так много опытов. А теперь действительно — каждый урок превращается в яркое событие.
ЕВГЕНИЙ Аминов, учитель физики. Мне кажется, важно также обращать внимание на уровень знаний учителя. Чтобы двигаться, надо знать, куда. Только общаясь с коллегами, с теми, кто преуспел в какой-то технологии, я думаю, мы сможем дать более высокий результат.
Только сетевое взаимодействие школ даст скачок в повышении потенциала педагогического коллектива. Если педагог варится «в собственной кастрюле» развития не будет. Необходимо общение, семинары, мастер-классы.
Помните картинку из Интернета, когда свечка рассказывает лампочке про компьютеры — это же смешно! Вот чтобы не быть «свечкой» мы всегда должны быть в курсе новых тенденций и открытий в своей учебной области.
Вообще в новых образовательных стандартах заложены отличные принципы, если бы могли их все соблюсти, получили бы настоящий скачок в образовании. Вопрос — как это сделать это и есть главный методический вопрос.
Связывать знания с реальной жизнью
ЛЮДМИЛА Раводина, учитель химии. У меня принцип, если вижу, что ребенок что-то недопонял или потерял интерес, всегда думаю, как его «вернуть», как заинтересовать его в предмете. Сейчас в помощь учителю много и лабораторных работ, и обучающего видео и других новых средств обучения.
Стараюсь обратить их внимание на связь предмета с бытовыми проблемами. Например, проходим строение и свойства альдегидов, я рассказываю, что знаменитый запах духов «Коко Шанель» должен быть обязан именно альдегидам. После этого и девчонки начинают внимательно слушать, и мальчики подключаются.
ЕВГЕНИЙ Аминов, учитель физики. У меня был похожий случай. Один ученик написал тестовую работу из 20 баллов на «три». А потом подошел ко мне: «Евгений Витальевич, я хочу быть пилотом, но физику не знаю. Скажите, у меня вообще есть шансы?». Я сказал: «Если будешь стараться выполнять все задания и задавать вопросы, если непонятно, то с физикой у тебя все будет хорошо». И спустя полгода с двоечников он перешел в крепкие хорошисты.
Стремление ребенка к новым технологиям зависит от того, насколько ребенок подготовлен.
Если мы их постепенно подводим к этому, рассказываем через личностно значимые вещи о том, насколько это важно, то и новые технологии будут интересны. У нас в школе был наноиндикатор, с его помощью можно нарисовать картинку размеров в микрометры, даже в микроскоп не увидишь.
Так вот однажды подходит одна девочка и спрашивает, можно я на 8 марта подарю маме и напишу «Мама, я тебя люблю». Я говорю: «Так мама не увидит твою надпись!» — «А все равно, — говорит она. — Это важно и мама будет это хранить!». Вот так через личные вещи ребенок пришел к изучению нанометра.
Выходить за рамки учебных предметов и за страницы учебников
ЕВГЕНИЙ Аминов, учитель физики. Метапредметность — это не просто веяние времени. Яркий пример — нанотехнологии. Когда я вел такой факультатив, меня самого это сильно увлекло, только потому что к нам пришло новое оборудование — наноиндикатор.
Я начал к научной работе привлекать детей. Стало очевидно, что в этой области переплетаются и биология, и химия, и физика! Раньше ничего не знал о бактериях, а тут возникло много вопросов — какого размера бактерия, как настроить наноиндикатор, чтобы он мог определить размер и рельеф микроорганизмов.
Самому стало очень интересно! Когда ты увлечен, начинаешь погружаться в предмет и за собой увлекать детей! И дети вместе со мной увлеклись нанотехнологиями — сверх программы.
ЛЮДМИЛА Раводина, учитель химии. Мы с ребятами активно занимаемся проектной деятельностью и связываем такие области как физика, химия и экология.
Одна моя ученица будет защищать исследовательскую работу по изучению сточных вод на предмет содержания тяжелых металлов. Она работала с помощью спектрофотометра — а это физический прибор. Так мы пользуемся на химии знаниями и из физики, и из биологии.
Дополнительное образование расширяет знания по образованию основному
ЕВГЕНИЙ Аминов, учитель физики. Сегодня многие говорят об индивидуальной траектории ученика, но это вопрос сложный. Каждый развивается со своей скоростью. Трудность в том, что аттестат-то все должны получить одновременно!
Траектория подразумевает ответственный выбор ребенка.
Если родители и ученик не очень хорошо понимают, какие склонности у ребенка, то тогда сложнее построить такую траекторию в работе учителя. Есть же еще расписание, которого необходимо придерживаться. Но в Первом Московском эта проблема решается с помощью дополнительного образования.
Ребенку предлагается много разных кружков самых разных направлений. Это дает возможность, во-первых, все попробовать и выбрать для себя подходящее направление. А во-вторых, если ученик уже выбрал для себя какой-то основной предмет, он может свои знаний серьезно углубить.
ЛЮДМИЛА Раводина, учитель химии. В прошлой четверти у нас возникла идея, мы провели кружок естествознания, объединив биологию и химию для пятых-шестых классов.
Пришли многие, но выделилась группа, которая осталась после вводных занятий, им интересно, они постоянно ходят и интересуются. И такое случилось в каждом классе.
Все равно есть дети, которые ищут, что им нравится. Они в каком-то смысле сами строят свою образовательную траекторию с помощью дополнительных занятий, которые им интересны.
Нужно поддерживать уникальность каждого преподавателя
ВИТАЛИЙ Селиверстов, преподаватель английского языка. Мы недавно обсуждали со студентами роботизацию. Я спросил, хотели бы вы иметь в качестве преподавателя робота? Это же новые возможности, та самая виртуальность, которую вы так любите. Они ответили — нет! Нам нужна уникальность!

Получается, что все инструменты, которые мы разрабатываем для оценки образовательного процесса измеряют не уникальность, а формализацию. Когда мы говорим о том, что действительно ценно — это ускользает от оценки. Если мы разработаем алгоритм такого измерения — это была бы сказка!
У каждого преподавателя есть свой дух, свои методы, которые зачастую не вписываются в общие алгоритмы — и здесь следует говорить об управлении талантами.
А как это сделать на уровне ученика? Я использую принципы геймификации. Но мне кажется, что такие принципы работы в образовании должны регламентироваться соответствующими документами.
Когда мы говорим, что МОК — территория новых возможностей, эти новые возможности очень часто проявляются как моя сверхинициатива, потому что удобнее их не проявлять.
Например, мы работаем в системе профессионального образования, а там все сложнее. Я преподаю иностранный язык, а стимуляция преподавателей связана с подготовкой студентов на конкурсы по профилю, то есть этой подготовкой занимаются мастера, а преподаватели гуманитарных дисциплин выпадают из процесса. Получается, они не входят в систему поощрения, а это очень снижает мотивацию учителей в поддержании индивидуальной траектории студентов.
Развивать бренд образовательного комплекса как единой компании
ВИТАЛИЙ Селиверстов, преподаватель английского языка. Если говорить о мотивации, почему бы нам не использовать в образовании методы бизнеса, почему бы не начать с брендирования? Люди, работающие в Макдональдсе, воспринимают это событие как историю жизни.
Нужна особая культура, атмосфера образовательного учреждения для того, чтобы мотивация ученика работала.
Мы не можем рассчитывать на личность ученика, когда он приходит учиться, потому что личность его еще не сформирована. В бизнесе это работает просто — когда человек соизмеряет то, что он делает, с тем, что от него хотят. И формируя это в себе, он закладывает линии развития по отношению к тому, что он не знает.
Если в образовательном учреждении как в бренде прописаны все правила и для учеников, и для учителей, и между подразделениями — было бы намного легче. Но, важно, чтобы эти правила были нацелены на развитие.
ЛЮДМИЛА Раводина, учитель химии. Я курирую Всероссийскую олимпиаду школьников и первый год столкнулась с такой проблемой, что дети не хотят участвовать.
«Зачем мне это нужно?» — говорят они. — «В региональном этапе я, скорее всего, не пройду, так зачем мне это надо». Просто так участвовать не хотят. Хотят какие-то поощрения, например, баллы к ЕГЭ.
В этом году мы решили устроить бурное награждение ребят, победителей и призеров в региональных этапах, одноклассники аплодировали и поддерживали смельчаков. Это сработало, многие сказали, что будут участвовать и дальше.
Но это работает на среднюю школу, а со старшеклассниками сложнее. Возможно, какие-то особые правила Комплекса, традиции, ритуалы, как в бизнесе, могли бы помочь поддерживать атмосферу учебы и среди детей.
Обратить особенное внимание на повышение квалификации педагогов
ЛЮДМИЛА Раводина, учитель химии. Я считаю, что такие конференции необходимы. Познакомились с теми, кого еще не знаем, ведь у нас большой Комплекс. И, конечно, на таких мероприятиях можно услышать что-то новое, обменяться идеями, обсудить новые возможности.
ЕВГЕНИЙ Аминов, учитель физики. Для меня даже в большей мере была полезна подготовка к этой конференции. Мы делали анализ того, какие возможности используем, что можно сделать еще. Начинаешь понимать, где мы находимся в этой эволюции профессии.
ВИТАЛИЙ Селиверстов, преподаватель английского языка. Это полезное мероприятие с точки зрения и личностного роста, и развития организации. Теперь надо смотреть дальше.
Нам необходима возможность создания какого-то внутреннего тренингового центра, мы бы решили проблему подбора персонала и профессионального роста. Важно, чтобы все преподаватели вписывались в единую матрицу развития, какого бы предмета это не касалось.
Необходим серьезный наукообразный круг нас, педагогов. Когда у нас возникнет единая интеллектуальная база, в которой мы все будем понимать друг друга, она начнет проникать в предметы, которые мы преподаем.
И тогда единые проблемы ученик будет решать разными способами на всех уроках. Нужен институт наставничества в среде педагогов, тогда и будет развитие и преподавателей, и детей.