Открытые пространства – для новых открытий!

Современное образовательное пространство профессионального учреждения предстает как инновационное и открытое посредством создания системы взаимодействующих воспитательных пространств.

Открытые пространства

Уроки за пределами класса

Опыт создания и функционирования открытых образовательных пространств начинался еще в 1988 году в Технологическом колледже № 14, который в настоящее время является основной базой инновационной образовательной организации «Первый Московский образовательный комплекс» (ГБПОУ «1-МОК»).

Идея пространства как среды жизнедеятельности студентов привлекла педагогов колледжа. Впервые она была успешно перенесена на факультете «Дизайн» в зал искусств, где проводились бинарные уроки, видеоуроки, уроки эстетики и другие формы нетрадиционного обучения.

С годами открытые пространства колледжа разрослись, «поселились» на всех факультетах и превратились в прекрасные технически и дизайнерски оснащенные инновационные среды воспитания и обучения студентов.

Открытость всех пространства обеспечивает обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса как на внутреннем уровне (администрация, преподаватель, студент, родители, медики, психологи, сотрудники библиотеки и др.), так и на внешнем (педагогическое сообщество, социальные партнеры, управляющие структуры).

Полифункциональность открытых пространств придает им характер источников новых знаний, опыта и способствуют организации различных форм творческой самостоятельной работы обучающихся с учетом особенностей их индивидуальности.

Использование разнообразных открытых пространств направлено на приоритет воспитания студентов во взаимодействии основной образовательной (учебной) и внеучебной деятельности.

Деятельность студентов по созданию, преобразованию, функционированию открытых пространств мы рассматриваем как оптимальную реализацию физических, интеллектуальных и душевных усилий, в которых личность творчески самореализуется, обогащает себя и окружающих людей новыми ценностями (профессиональными, культурными).

Открытые пространства учреждения разной направленности располагают специфическими возможностями активного творческого вовлечения студентов в процесс их эффективного функционирования.

Профессионально-образовательное пространство

Профессионально-образовательное пространство — особый социокультурный феномен, объединяющий систему непрерывного образования, взаимодействие основной и внеучебной деятельности и развивающийся мир профессий; это действительность, обусловливающая продуктивность становления специалиста творческой направленности, укрепление учебно-профессиональной мотивации, готовности к саморазвитию, самореализации в овладении профессией.

Профессиональное воспитание студентов происходит через его активное включение в профессионально-образовательное пространство, представляющее зоны неосвоенного пространства.

В образовательном учреждении созданы и действуют музеи по профессии для специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Сформирована экспозиция и коллекции для «Музея хлеба» на факультете «Ресторанный бизнес», «Музей истории костюма» в подразделении «Дизайн».

Экспозиции музеев по профессии строятся в соответствии с направлениями подготовки и разделами программ учебных дисциплин, профессиональных модулей и факультативов.

Основные формы работы музея:

  • экскурсии по экспозиции,
  • музейные уроки,
  • экскурсии по тематике профессии и развивающие экскурсии в музейном пространстве Москвы и Подмосковья,
  • мероприятия, нацеленные на профессиональное информирование,
  • мастер-классы,
  • просмотры видеоматериалов,
  • участие в подготовке выставок учебных и творческих работ студентов Комплекса и за его пределами.

Разработка индивидуальных проектов — это форма творческой самореализации студентов в профессионально ориентированной деятельности (проект создания молодежного кафе «Огни Москвы» на факультете «Рекламы», «Музея истории костюма» на факультете «Дизайн», «Музея хлеба» на факультете «Ресторанный бизнес»).

Музей хлеба

В музейно-педагогическую работу музея вовлечены все обучающиеся Комплекса с учетом уровня образования, индивидуальных способностей, возможностей.

Музей хлеба

В 2007 году к юбилею факультета «Ресторанный бизнес»" на его базе был открыт «Музей хлеба». Экспозиция музея состоит из разделов, представляющих уникальный материал об истории развития хлебопашества и хлебопечения «История хлебопечения на Руси», «Русская изба» и другие.

В экспозициях музея представлены достижения студентов-выпускников, творческие проекты современных студентов.

Музей является базой для организации работы по профессиональной адаптации и самоопределению обучающихся в избранной профессии, формированию общекультурных, профессиональных и предпринимательских компетенций.

Преследуется цель представить темы основной учебной программы, экспонаты работ студентов, выполненных под руководством всех мастеров учебного заведения, проведение выставки творческих проектов курсов.

Коллекции творческих профессиональных работ студентов используются для проведения различных музейных занятий и уроков в пространстве музея, помещениях учебного заведения.

Существует Студенческое экскурсионное бюро (СЭБ) с двухгодичной программой деятельности. Студенты проводят лекции, экскурсии для школьников района, устраивают викторины, тематические вечера, показ видеофильмов по хлебопечению.

Стены рекреаций, холлов украшены выставками творческих работ учащихся и студентов; фотовыставками кулинарных конкурсов. Музей позиционируется как научно-методический кабинет, база исследовательской опытно-экспериментальной работы студентов и преподавателей.

Студенческое творчество как база для профессионального роста

Студенты могут самостоятельно выбирать темы исследований, реализуя свои профессиональные компетенции с учетом личных возможностей и интересов. «Музей хлеба» выполняет роль учебного полигона, где проводятся мастер-классы для абитуриентов, студентов-новичков, гостей колледжа, встречи с интересными людьми в рамках семинаров-практикумов по специальностям и профессиям.

Эффективное использование открытого профессионального пространства обеспечивается творческим включением студентов в комплексное использование специфических традиционных и современных инновационных методов, приемов, средств (информационно-коммуникационных, проектных, проблемного обучения, игровой, групповой, коллективной, индивидуальной форм работы, метода коллективного взаимообучения, приемов релаксации и рефлексии и др.), что повышает личную позитивную мотивацию к профессии, способствует самореализации студента.

Историко-культурное пространство

Историко-культурное, поликультурное пространство — образовательное пространство духовности, которое для нас: «храм нравственности», «сокровищница тайн», «диалог поколений», «живой организм», «хранилище» историко-патриотического и духовно-нравственного наследия.

Цель реализации — создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения; привитие уважения к нормам традиционной морали и нравственности.

Музей «Война и вера»

Музей «Война и вера», музеи боевой славы в разных подразделениях — ценностный комплекс патриотического, гражданского духовно-нравственного культурного воспитания студентов и школьников, выставки которого занимают значительную площадь учреждения — открытого пространства.

Активисты музея «Война и вера» активно сотрудничают с Советом ветеранов воинов-афганцев, Советом ветеранов района «Северное Медведково», Московским городским советом ветеранов.

На базе музея «Война и вера» существует поисковый отряд «Память». Студенты и ветераны ВОВ — участники совместного проекта «Имена Героев в названиях московских улиц».

Культурное открытое пространство — эмоционально—привлекательная образовательная среда («фабрика звезд» и «мастерская талантов»), побуждающая к саморазвитию и самопознанию; комплекс инновационных комфортных зон совместного бытия, творчества, активного общения студентов и педагогов.

Цель реализации: создание условий и благоприятной почвы для самореализации студентов, творческого воплощения художественных проектов и программ; оздоровление социального и духовного климата; создание ситуации успеха в рамках функционирования таких пространств.

«Литературная гостиная»

Открытое пространство «Литературная гостиная» создано на базе библиотеки по эскизу студенток Комплекса. Это — среда, обеспечивающая студентам комфортное совместное бытие и хорошее настроение, поддерживающая здоровый социальный и духовный климат, развивающая индивидуальную художественную творческую активность; это инновационное пространство для живого общения приверженцев художественной литературы, живописи и классической музыки.

Литература представляется здесь в сочетании с другими видами искусства, театрализацией произведений.

Так, когда в «Литературной гостиной» проходила презентация проекта, посвящённого творчеству поэтов Серебряного века, студенты представили разработанный ими виртуальный тур по памятным местам Серебряного века, презентовали творческие проекты «Отзвук Серебряного века»; обучающиеся факультета «Дизайн» разработали и продемонстрировали модели костюмов той эпохи.

«Литературная гостиная» во время учебного процесса — это музыкально-литературный салон, где можно услышать красивый и родной русский язык в стихах Пушкина и Есенина. Во время перемен — это зона отдыха студентов, в вечернее время — «Творческая мастерская». Сегодня это современный мультимедийный центр.

Открытое пространство — развивающая среда

Примерами открытых культурных пространств стали развивающие среды: молодежное кафе «Огни Москвы», «Арт-зал» — реализованные проекты культурного сотворчества студентов факультета «Реклама» и педагогов.

Наиболее продуктивным способом освоения открытых пространств выступает проектно-исследовательская культурно-художественная деятельность студентов. Так, совместно со студентами была создана тематическая инсталляция «Туманный Альбион» — новое открытое образовательное пространство кафедры иностранных языков.

В таком пространстве студенты участвуют в различных видах деятельности: создают новый проект, моделируют одежду, делают первые попытки творческих открытий. Воплощенные проекты стали базами практик, учебными полигонами для студентов разных факультетов.

К примеру, в молодежном кафе «Огни Москвы» проходят практику студенты факультета «Ресторанный бизнес», которые готовят, обслуживают, создают хорошее настроение у посетителей кафе. Кафе — это зона коммуникаций, презентации работ студентов факультета «Ресторанный бизнес», факультета «Коммерция».

Создание каждого пространства требовало от его авторов особого подхода — самостоятельного творческого проекта.

За годы внедрения в открытые пространства проектного метода апробирована, разработана и реализована масса проектов, отличающихся тематикой и степенью продуманности, а главное — активной творческой позицией студентов, пробуждающей в них «дух профессионального творчества».

Так, например, по проектам студентов созданы:

  • фотоэкспозиция "Москва военная — Москва современная «(Кувшинникова Ольга, Аксенов Виталий);
  • курсовой проект интерьера, воплощенного в открытом образовательном пространстве «Литературная гостиная» (Ставер Екатерина, Назарова Вероника);
  • интерьер молодежного кафе «Огни Москвы», «Фотографии ночного Арбата» (Бергал Георгий, Кувшинникова Ольга, Аксенов Виталий);
  • проект Мемориального комплекса на Леоновском кладбище, размещенный в музейной экспозиции «Война и вера» (Демин Дмитрий).

Мотивация, стимул к творчеству и взгляд в будущее

Результаты нашей работы доказывают, что использование открытого профессионального и культурного пространства повышает мотивацию учебно-воспитательной деятельности и интерес студентов к профессии, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализирует личность обучающихся, воспитывает чувство собственного достоинства и уважение к национальным и культурным различиям, что выражается в многообразии форм, средств творческой самореализации — показателя освоения и принятия профессии как жизненной ценности.

Открытое пространство становится средой профессионально-личностной творческой самореализации и культурного саморазвития студентов.

Открытость образовательного пространства, где каждый элемент профессиональной, социальной, информационной и культурной среды носитель общего и специфического образовательного эффекта, дает возможность построение собственной индивидуальной траектории профессионального и гражданского развития студента, его творческой самореализации в многообразии видов, форм учебной и внеучебной деятельности.


Наталья Нефедова