Региональный этап ВОШ стартовал!

Более 26 тысяч московских школьников приглашены на региональный этап Всероссийской олимпиады.

Всероссийская олимпиада школьников

В Москве стартовал третий, региональный, этап Всероссийской олимпиады школьников. На него приглашены более 26 тысяч учащихся 9–11 классов, успешно выступивших на предыдущих этапах.

Региональный этап проводится по 24 предметам. Первые соревнования по французскому и русскому языкам уже состоялись. В ближайшее время пройдут олимпиады по химии, истории и экономике.

Завершится третий этап 25 февраля состязанием для правоведов. На региональный этап приглашают школьников, набравших необходимое количество баллов по итогам муниципального этапа, а также победителей и призеров регионального этапа прошлого года.

Всероссийская олимпиада школьников

Муниципальный этап олимпиады проходил для учащихся 7–11 классов с 20 октября по 16 декабря 2018 года. В нем приняли участие свыше 130 тысяч московских школьников.

«Впервые задания муниципального этапа по биологии и по физике для девятиклассников выполнялись на компьютере. Это позволило существенно повысить качество проверки работ и ускорить публикацию результатов.

Этот опыт мы планируем использовать в будущем при проведении массовых олимпиад. Электронная форма в перспективе позволит совершить качественный скачок при составлении заданий, например, в них можно будет включать интерактивные видеофрагменты», — рассказал директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко.

Иван Ященко
Иван Ященко, директор Центра педагогического мастерства, вице-президент Ассоциации учителей математики

Число ребят, приглашенных на региональный этап, доказывает большой интерес школьников к углубленному изучению предметов, которому во многом способствует реализация городских проектов, таких как «Университетская суббота», «Инженерный класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе», «Курчатовский проект» и других.

Для учащихся с особыми потребностями здоровья и находящихся на длительном лечении были организованы специальные условия проведения муниципального этапа по 14 предметам.

В Москве организатором Всероссийской олимпиады школьников является столичный Департамент образования. Центр педагогического мастерства координирует проведение первых трех этапов.

Всероссийская олимпиада школьников

Вся оперативная информация о времени и местах проведения олимпиады, предварительных результатах публикуется на официальном сайте олимпиады: vos.olimpiada.ru.

Всероссийская олимпиада школьников проводится ежегодно по 24 предметам для учащихся 4–11 классов. Состязания проходят в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.

Всероссийская олимпиада школьников

Победители и призеры заключительного этапа могут поступить без экзаменов в любой российский вуз на направления, соответствующие профилю олимпиады.


Попробуйте решить стандартные олимпиадные задания!

9 класс. Физика

Два пловца одновременно прыгают с узкого моста в речку и 1 минуту плывут в противоположные стороны с одинаковой по модулю скоростью относительно воды. Затем пловцы разворачиваются и плывут навстречу друг другу с той же по модулю скоростью относительно воды. Скорость течения реки 1 м/с. Найдите, на каком расстоянии от моста пловцы встретятся. Ответ выразите в метрах, округлив до целого числа.

Возможное решение.
Рассмотрим движение пловцов в системе отсчёта, связанной с водой. В этой системе отсчёта скорости у них одинаковы по модулю и противоположны по направлению. Так как пловцы удаляются друг от друга в течение 1 минуты, значит, и навстречу друг другу они плывут такое же время. Следовательно, всё время движения равно двум минутам, а место старта и место встречи в системе отсчёта воды совпадают. Мост в рассматриваемой системе отсчёта движется со скоростью 1 м/с, удаляясь от места старта (и последующей встречи). Поэтому расстояние от моста до места встречи пловцов равно 120с x 1 м/с = 120 м. Ответ: 120 м.

8 класс. Математика

У натурального числа N выписали все его делители, затем у каждого из этих делителей подсчитали сумму цифр. Оказалось, что среди этих сумм нашлись все числа от 1 до 9. Найдите наименьшее значение N.

Решение.
Заметим, что у числа 288 есть делители 1, 2, 3, 4, 32, 6, 16, 8, 9. Поэтому это число удовлетворяет условию задачи. Докажем, что меньшего числа, удовлетворяющего условию, не существует. Действительно, так как N должно иметь делитель с суммой цифр 9, то N делится на 9. Рассмотрим теперь делитель d с суммой цифр 8. d не делится на 3, поэтому числа d и 9 — взаимно простые, значит, N делится на 9d. При этом, если d ≥ 32, то 9d ≥ 288, то есть 3 N ≥ 288. Значит, остается проверить d = 26, d = 17 и d = 8. Если d = 26, то 9d = 234. У этого числа нет делителя с суммой цифр 5, а любое число, ему кратное, больше, чем 288. Если d = 17, то 9d = 153. У этого числа нет делителя с суммой цифр 2, а любое число, ему кратное, больше, чем 288. Если d = 8, то 9d = 72. Ему кратные и меньшие, чем 288 — это 144 и 216. Но у этих чисел нет делителя с суммой цифр 5.
Ответ: 288.

7 класс. Русский язык

Даны следующие предложения на латинском языке и их переводы.
Magistram pingĭmus. Мы рисуем учительницу.
Vitae discĭtis. Вы учитесь ради жизни.
Puellas pingis. Ты рисуешь девочек.
Amīcis discunt. Они учатся ради подруг.
Is amīcam pingit. Он рисует подругу.

Задание.
Переведите на латинский язык, исходя из условий задачи (знание латинского языка не требуется): Вы рисуете подруг.
Мы учимся ради девочек.
Он учится ради учительницы.
Они рисуют учительниц.

Модель ответа
Amīcas pingĭtis.
Puellis discĭmus.
Is magistrae discit.
Magistras pingunt.

10 класс. Обществознание

Познакомьтесь с ситуацией и выполните задание.
Вы — премьер-министр страны X. Вы провели значимую реформу, которая вызвала недовольство среди населения Вашей страны, и Вам необходимо написать обращение к гражданам, чтобы объяснить необходимость и важность проведенной реформы. В Вашем письменном обращении обязательно должны быть ответы на четыре вопроса.

1. В чём была суть реформы (какие конкретные действия предпринимало правительство, чтобы её осуществить)? Назовите четыре конкретных действия, реально осуществимые на практике.
2. Назовите по одному социальному, экономическому, политическому, культурному обстоятельству, которые способствовали принятию решения в пользу осуществления реформы.
3. В чём заключаются трудности для населения и органов государственной власти, возникшие в ходе осуществления реформы? Назовите две трудности для населения и две трудности для органов государственной власти.
4. В чём её позитивные результаты? Назовите три результата, относящиеся к разным сферам общества, которые столь значительны, что ради них необходимо преодолеть описанные Вами трудности.

Реформа: введение единого образовательного стандарта по истории и литературе (страна Х — многоязычная страна, образованная из регионов с разным историческим прошлым).