Столичное образование — лидер в России и в мире

В последние годы среди московских школьников растет число победителей и призеров всероссийских и международных олимпиад, а столичное образование по праву занимает лидирующие позиции не только в России, но и в мире. Об этом на заседании Президиума Правительства Москвы сообщил руководитель столичного Департамента образования и науки Исаак Калина.

Московские школьники стали первыми в России

На Всероссийской олимпиаде школьников, которая прошла в 2018 году, учащиеся из столицы впервые завоевали более половины дипломов победителей.

Исаак Калина, руководитель Департамента образования и науки города Москвы
Исаак Калина, руководитель Департамента образования и науки города Москвы

Докладывая об итогах реализации программы «Столичное образование» в 2018 году, руководитель столичного департамента рассказал, что москвичи впервые завоевали более половины дипломов победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, которая прошла в 2018 году.

Всего же победителям и призерами всероссийской олимпиады стали 906 московских школьников (39,7% от общего числа дипломов), что также стало очередным рекордом.
Продолжает расти число московских школ, ребята из которых становятся победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников.

В 2018 году лидеры заключительного этапа представляли 227 столичных школ (более 40% от общего количества образовательных учреждений Москвы). Для сравнения: в 2010 году победителями и призерами олимпиады были ученики 74 школ.

Результаты москвичей на Всероссийской олимпиаде школьников

Показатель 2010 2018
Количество московских победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады 76 человек 191 человек
Доля по России 23,8% 50,6%
Количество московских победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады 278 человек 906 человек
Доля по России 18,8% 39,7%
Количество московских школ, подготовивших победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады 74 школы 227 школ

Результаты сдачи Единого государственного экзамена по итогам 2017/2018 учебного года показали, что качество знаний и конкурентоспособность московских выпускников продолжает расти.

В 2018 году по итогам ЕГЭ 21,6 тысячи выпускников московских школ набрали 220 и более баллов по трем предметам (2010 год — 6,8 тысячи). Из них:

  • 220–249 баллов — 11,7 тысячи человек (2010 год — 5,3 тысячи)
  • 250–279 баллов — 8,4 тысячи человек (2010 год — 1,4 тысячи)
  • 280 и более баллов — 1,5 тысячи человек (2010 год — 0,1 тысячи)

Мировые успехи образования Москвы

Как показали международные исследования, уровень школьного образования в Москве является одним из самых высоких в мире. Согласно международной программе PISA, по уровню читательской и математической грамотности московские школьники входят в шестерку лучших в мире.

По результатам международного исследования PIRLS, по уровню читательской грамотности московские четвероклассники занимают первое место в мире.

В 2018 году международная консалтинговая компания Bain & Company провела исследование систем образования 20 мегаполисов мира, по результатам которого Москва заняла пятое место. В исследовании учитывались средний уровень знаний школьников, доступность знаний и достижения сильнейших учеников.

Кроме того, Москва наряду с Сингапуром, Шанхаем, Хельсинки и Гонконгом отнесена к группе городов с передовым образованием, то есть был отмечен высокий уровень знаний и высокая плотность результатов учащихся.

История достижений

Высокие результаты столичные учащиеся показывают на международных предметных олимпиадах. В 2018 году московские школьники завоевали на таких интеллектуальных соревнованиях 22 награды — 13 золотых и девять серебряных медалей.

2–7 сентября 2018 года состоялась III Московская олимпиада школьников крупных городов и столиц мира (олимпиада мегаполисов). По традиции состязания проходились по четырем общеобразовательным предметам — математике, информатике, физике и химии.

В олимпиаде приняли участие 264 школьника из 33 мегаполисов. По итогам команда Москвы заняла первое место, набрав 736 баллов и обойдя такие города, как Шанхай (638 баллов), Санкт-Петербург (628 баллов), Гонконг (627 баллов) и другие.

Секрет успеха

На повышение качества образования положительно влияет новая логика финансирования школ столицы (принцип «деньги следуют за учеником»), а также устранение неравенства в их денежном обеспечении.

К числу других ключевых факторов развития городского образования относятся:

  • повышение заработной платы учителей и освобождение времени педагогов для основной работы за счет снижения бюрократической нагрузки, использования в работе мобильных устройств (ноутбук, планшет), развития электронных образовательных ресурсов (проект «Московская электронная школа»)
  • создание крупных образовательных комплексов, которые обеспечивают многопрофильность программ обучения, разнообразие дополнительного образования, массовое участие детей в интеллектуальных соревнованиях
  • широкий выбор профилей образования практически в каждой школе, эффективный учебный план и возможность гибкого изменения образовательной программы для каждого ребенка
  • развитие предпрофессионального образования (инженерные, медицинские, кадетские и академические классы, «Курчатовский проект», проект «Кружок от чемпиона» и другие)
  • расширение участия школ в олимпиадном движении

Награды для лучших школ

Одним из инструментов мотивации к достижению лучших образовательных результатов стали гранты Мэра Москвы. Их ежегодно присуждают школам за их вклад в повышение качества столичного образования (всего 220 грантов):

  • 20 грантов I степени по 30 миллионов рублей
  • 50 грантов II степени по 20 миллионов рублей
  • 100 грантов III степени по 10 миллионов рублей
  • 50 грантов за создание в школах благоприятной социокультурной среды по четыре миллиона рублей

Гранты Мэра Москвы присуждаются на основе рейтинга вклада школ в качественное образование, учрежденного в 2011 году. При его формировании учитываются следующие параметры:

  • результаты ГИА-11 и ГИА-9 — то есть каждый ученик своими достижениями может увеличить сумму баллов своей школы
  • результаты Всероссийской и Московской олимпиад школьников
  • надежность внутришкольной системы оценки качества образования
  • развитие профессиональных умений и профессионального мастерства
  • результативная работа с дошкольниками
  • работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности
  • результативная работа по профилактике правонарушений
  • включение социокультурной среды Москвы в образовательный процесс
  • качество образования в школах, расположенных на одной территории
  • развитие массового любительского спорта

С 2018 года претендовать на их получение могут также частные образовательные организации.

Кроме того, начиная с прошлого года средства грантов могут быть использованы школами-получателями только на материальное поощрение педагогов и сотрудников образовательных организаций. Ранее эти деньги могли быть также направлены на развитие материально-технической базы школ.