Московские кадеты дали клятву

В кадетских классах Москвы состоялось посвящение учащихся в кадеты. Такое мероприятия проводится ежегодно в школах, которые входят в проект «Кадетский класс в Московской школе». Наш корреспондент побывал в школе № 2036.

«Кадет» — значит, «маленький капитан»

Кадеты в образовательных учреждениях России — одно из самых значительных явлений в истории российского образования.

Феномен кадетства пришел к нам из дореволюционной Франции. Там «кадетами» назывались молодые дворяне, определявшиеся на военную службу, малолетние дети знатных фамилий до производства их в 1-й офицерский чин.

Слово «кадет» происходит от уменьшительного «капдет» на гасконском наречии, производного от латинского «капителлеум», что буквально значит «маленький капитан» или «маленький глава».

В России с момента учреждения Петром I Школы математических и навигацких наук и до закрытия осенью 1920 года последнего кадетского корпуса в разные годы в общей сложности было около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. За пределами России после революции 1917 года в разное время существовало до шести русских кадетских корпусов.

Когда в 1689 году Петр I был провозглашен Императором, одной из его первоочередных задач стало создание в России постоянного войска с грамотным командным составом.

Петр осознавал, что, привлекая на службу в российскую армию иностранцев и посылая молодых российских дворян для обучения военному делу за границей, он не решит полностью проблемы подготовки военных кадров для российской армии.

Создание регулярной армии, вооруженной современным оружием, вызвало необходимость готовить в самой России командный состав для руководства воинскими подразделениями и частями. Петр предпринял длительное путешествие по Европе и 3 июня 1698 года он посетил кадетский корпус в городе Дрезден.

Увиденный в Дрездене кадетский корпус был сухопутным, а для России первоочередным было создание собственного флота, и поэтому первое учебное заведение еще не носило название кадетский корпус.

14 января 1701 года вышел Указ «Великий государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич указал Именным Своим повелением быть Математических и Навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению».

16 января 1712 года Пётр I основал первую русскую Военную инженерную школу. 31 января 1910 года император Николай II повелел: «Вследствие установленной по историческим данным преемственности 2-го кадетского корпуса от учрежденной императором Петром I 16 января 1712 года в Москве Инженерной школы, отдать Второму кадетскому корпусу старшинство со дня учреждения названной школы, то есть с 16 января 1712 года».

Это означало, что Второй кадетский корпус официально стал преемником Инженерной школы. И уже 29 июня 1731 года был принят Указ императрицы Анны Иоанновны о создании Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, после которого во всех официальных документах появилось слово кадет и кадетский корпус.

Таким образом, мы можем с полной исторической уверенностью сказать, что кадетские корпуса в России ведут свой временной отсчет с 1701 года.

Московские кадеты продолжатели дела Петра

Проект «Кадетский в московской школе» развивается с 2014 года и объединяет усилия учителей, воспитателей московских школ, открывших кадетские классы, ресурсы сетевых учреждений Департамента образования и науки города Москвы и специалистов вузов-партнеров. Для координации действий всех участников проекта создан проектный офис.

В состав проектного офиса входят ведущие специалисты вузов, а также: Московский центр «Патриот.Спорт», Городской методический центр, Центр педагогического мастерства, Московский центр качества образования, Центр технологической модернизации образования.

На сегодняшний день участниками проекта «Кадетский класс в московской школе» являются 249 школ, кандидатами — 18 школ.

Московские кадеты сотрудничают с различными ведомствами и проходят подготовку по профилям ВКС, РВСН, ВМФ, Сухопутные войска Министерства обороны Российской Федерации, ФСБ, ФСО, МВД, МИД России, Росгвардия. Программа дополнительного образования нацелена на подготовку кадет к гражданской и военной службе, в том числе к поступлению в вузы силовых министерств и ведомств Российской Федерации.

Обучающиеся кадетских классов в зависимости от профиля подготовки чаще всего выбирают для углубленного изучения математику, иностранные языки, историю, информатику, основы безопасности жизнедеятельности, физкультуру, но еще одно условие результативного профильного обучения — возможность выбора элективных курсов, таких как:

  • Основы навигации
  • Робототехника
  • Защита населения и объектов от ЧС
  • Основы пилотирования
  • Дипломатический этикет и др.

Кадетский класс в 2036

Несколько десятков учащихся московской школы 2036 в торжественной обстановке произнесли священные для каждого кадета слова:

«Клянусь быть преданным своему Отечеству, своему народу, свято чтить память предков и боевые традиции Российской Армии и Флота… Строго выполнять требования командиров и педагогов, быть образцом в учебе и дисциплине».

Учеба в кадетском классе для ребят это не просто учеба, а ежедневное совершенствования своих навыков, знаний и умений. В кадетских классах школы кадеты занимаются по разным направлениям: «Я — гражданин России», «Защитники Отечества», дополнительное лингвистическое направление, «ЗОЖ».

Основной целью деятельности кадетских классов является интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Дополнительное образование выделяется в условиях кадетского класса как организованная особым образом составная часть образовательного процесса, направленная на формирование мотивации развивающейся личности кадета к познанию и творчеству, выявление индивидуальных способностей и наклонностей.

Оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает кадетам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.